Лодочные моторы «Стрела-5»

Обзор на лодочные моторы «Стрела-5»

«Стрела-5» стал первым подвесным лодочным мотором, который выпускался в СССР для населения. Все предыдущие двигатели производились исключительно для государственных организаций.

 Выпускали «Стрелу-5» с 1953 по 1965 года на двух заводах: имени Фрунзе в Куйбышеве (Самара) и Ульяновском моторном.

Перед разработчиками явно не стояла задача сделать двигатель технологичным. Простейшая конструкция не позволяла мотору обладать многими необходимыми характеристиками. Но она же позволяла двигателю быть элементарным в управлении и ремонтопригодным. Кроме этого, мотор был надежным и доступным для жителей СССР. И доступность выражалась не только в цене. Двигатель можно было найти в любом магазине спорттоваров. А отсутствие конкурентов обеспечило «Стреле-5» небывалую популярность среди советских граждан. 

С появлением в продаже лодочных моторов других производителей, «Стрелу-5» сняли с производства. Но детали для нее выпускались вплоть до 1989 года, что позволяло владельцам использовать мотор по назначению в течение длительного времени, не испытывая трудностей с запасными частями. 

Простое устройство двигателя и долговечная конструкция позволяла использовать «Стрелу-5» до середины 90-х годов. Некоторые единичные экземпляры используются по назначению до настоящего времени, благодаря аккуратному обращению и использованию деталей с аналогов.




О модели

«Стрела-5» обладала до примитивности простой конструкцией. Двигатель устанавливался в верхней части дейдвудной трубы. В нижней части фиксировался редуктор с шестерёнками, который приводил движение вала во вращение винта. Эта простая конструкция обеспечивала движение по воде небольшой легкой лодке.

В моторе отсутствовала помпа водяного охлаждения, муфта свободного хода и реверса, бензонасос и капот. А стартер обладал очень неудачной конструкцией. Все это провоцировало немалые сложности при движении на воде. Но именно этот простейший механизм, в сочетании с долговечностью деталей, позволял «Стреле-5» быть практически вечной. В ней, по сути, и нечему было ломаться.

У простой конструкции было еще одно неоспоримое достоинство. С ней справлялся даже новичок в водомоторном деле. Любой владелец «Стрелы-5» мог самостоятельно ремонтировать и проводить техническую профилактику двигателя. 




Применение моторов 

Предназначался «Стрела-5» для рыболовецких и легких спортивных лодок, придавая им скорость 10-15 км/ч. Но мотор хорошо согласовывался и с тяжелыми лодками при помощи высокого КПД гребного винта. В целом, характеристик двигателя вполне хватало для водного отдыха и рыбалки на тихом ходу. Разве что обладателям первых моделей «Стрелы-5» время от времени приходилось прибегать к помощи весел для разворота из-за отсутствия реверсивного движения и муфты сцепления.



Конструкция и габариты 

• Двигатель представлял собой двухтактную конструкцию, имел 1 цилиндр.

• Редуктор поддерживал 1 режим работы.

• Система запуска – пусковым тросом.

• Бензобак располагался над двигателем.

• Топливо подавалось к карбюратору самотеком.

• Транцевая высота двигателя 380 мм.

Технические характеристики 

• Тип двигателей – бензиновый.

• Рабочий объём – 173 см. куб.

• Мощность 5 л.с.

• Количество тактов – 2.

• Количество цилиндров – 1.

• Число предельных оборотов – 3700 об/мин.

• Величина цилиндра – 62 мм.

• Шаг движения поршня – 58 мм.

• Румпельная система управления.

• Ручная система зажигания.

• Система охлаждения – водная.

• Емкость топливного бака – 3,7 л (встроенный).

• Расход горючего – 2,1 л/час при полной скорости.

• Система питания – карбюратор (К-33, работает способом поплавка)

• Вес – 24 килограмма.

Покупка и обслуживание мотора

Век «Стрелы-5» как единственного лодочного мотора, давно прошел. Сейчас на российском рынке доступно немало двигателей с лучшими характеристиками. 

Но многие любители все же находят на вторичном рынке объявления о продаже мотора «Стрела-5» и восстанавливают его, заказывая запасные части у токарей или подгоняя детали с других двигателей. 

Преимущества и недостатки мотора 

Преимущества:

1. Простой механизм.

2. Легкость управления.

3. Долговечность.

4. Высокая ремонтопригодность.

5. Небольшая цена двигателя и деталей к нему.

6. Низкие требования к топливу (мотор мог работать даже на керосине).

7. Высокий показатель КПД гребного винта.

8. Надежность конструкции из-за долговечности и износоустойчивости материалов.

9. Техническое обслуживание не требовало обращений к специалистам.

Недостатки:

1. Большой вес.

2. Затрудненный запуск.

3. Неудобное расположение рычагов управления.

4. Отсутствие холостых оборотов.

5. Попадание воды в двигатель.

6. Сильные шумы и вибрация.

7. Необходимость смешивать бензин (керосин) с маслом.

8. Частое перегревание мотора.

9. Потеря мощности из-за некачественного топлива.



Выберите свой каяк:
Зимние спальные мешки
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Век
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Snugpak
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Salewa
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Outwell
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Outventure
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Norfin
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Nordway
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Naturehike
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Freetime
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Fox Vrs
19 августа 2020
 0
Спальные мешки BalMax Alaska
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Trek Planet
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Quechua
19 августа 2020
 0