Лодочные моторы ЗИФ

Обзор лодочных моторов ЗИФ

Подвесные двухтактные лодочные моторы ЗИФ впервые в СССР были выпущены большим тиражом для потребительского рынка. Подвесные лодочные моторы ЗИФ заложили основу для других предприятий по изготовлению данного сегмента. 

Подвесные лодочные моторы ЗИФ начали производить вначале 50-х на Куйбышевском заводе имени Фрунзе, позже на УМЗ в Ульяновске. Производство лодочных моторов ЗИФ закончилось в 1965 году.




О заводе-производителе

Куйбышевский завод имени Фрунзе начал свою деятельность в 1912 году. Завод специализировался на изготовлении моторов для автомобилей, авиаконструкций, лодок, мотоциклов.

Изначально лодочные моторы изготавливались только для предприятий, в свободной продаже их не было, и только в 1953 они начали поступать в магазины, где их могли приобрести все желающие. В 1965 году производство лодочных моторов было приостановлено, так как другие заводы начали массово изготавливать эту конструкцию. В 1994 году завод был приватизирован и стал акционерным обществом с названием АО «Самарский научно-технический комплекс Двигатели НК». Далее завод был еще несколько раз переименован и сегодня это уже – открытое акционерное общество под названием «Объединенная двигателестроительная корпорация». 

Модельный ряд 

Лодочные моторы ЗИФ выпускались в трех моделях:

Стрела.




ЗИФ-5.




ЗИФ-5М.




Моторы ЗИФ имели подвесные двигатели и простую конструкцию. Двигатели моделей ЗИФ выполнены на основе конструкции мотора мотоцикла Ковровец. Мотор оснащен одним цилиндром, который располагался на верхней части дейдвуда, снизу располагались гребной винт и редуктор. 

У лодочных моторов ЗИФ не было водной помпы, вода поступала от напора работы гребного винта, и тем самым, охлаждала двигатель от перегрева. Моторы очень сильно вибрировали, так как в конструкции не было подвески. 

Над двигателем располагался топливный бак, топливо поступало за счет обычного течения сверху вниз. Запускался двигатель сложно, не с первого раза, так как бензин проходил через поршень, так же как и в мотоциклах. Муфта в конструкции двигателя тоже отсутствовала.

Применение  

Лодочные моторы ЗИФ чаще всего применялись для хозяйственных целей, их основное применение было задействовано в сельской местности. Жители сел использовали моторы для переправы на противоположные берега рек и озер, а также в рыболовстве и охоте.

Лодочные моторы ЗИФ использовались только на пресноводных водоемах, использование в соленой воде не рекомендовано, так как все детали корпуса имели высокую коррозию.

Лодочные моторы ЗИФ эксплуатировались с тяжелыми лодками, на глубоководных реках, в разные погодные условия, хотя рекомендуемая глубина в инструкции по эксплуатации не позволяет использовать мотор на глубине более 500 метров. 

Моторы эксплуатировались с лодками, катерами, длина транца которых до 380 метров. 

С лодкой Казанка мотор ЗИФ мог за один раз разместить 3-4 человек, при полной загрузке судна 350 килограмм, и спокойно развивать максимальную скорость. 




Конструкция и технические характеристики 

Подвесные двухтактные лодочные моторы ЗИФ-5М и Стрела имеют одинаковые технические характеристики и конструкцию. У них одинаковая форма, подвеска, двигатель накрыт специальным кожухом, глушитель оснащен специальным оребрением. У ЗИФ-5 напротив, глушитель производит мелкие и частые звуковые частоты. Мотор ЗИФ-5 оснащен выхлопной системой, которая расположена над антикавитационной плиткой. 

У мотора Стрела двигатель развивал скорость в 5 л. с. Так как двигатель был накрыт кожухом, звук работы мотора и вибрации были очень громкими, поэтому владельцы снимали его. 

Стартер на моторах ЗИФ располагался на топливном баке и запускался вручную. Управление моторами осуществлялось при помощи румпеля. Коробка передач имела две скорости – переднюю и нейтральную.

Бак для топлива встроен в конструкцию.

Выхлопные газы выходят через гребной винт.

Технические характеристики:

• Мощность моторов ЗИФ – 5 л. с.

• Рабочий объем – 175 куб. см.

• Цилиндры – 1.

• Обороты – 3500 в минуту.

• Поршень – 62 мм.

• Топливный бак – 3,7 литра.

• Запуск – ручной.

• В час израсходует топливо – 2,1 литра.

• Зажигание – магнето.

• Высота транца – 380 мм.

• Вес – 21 кг.

Покупка и обслуживание 

В настоящее время производство лодочных моторов ЗИФ приостановлено, поэтому моторы можно купить только с рук. При покупке лодочного мотора ЗИФ нужно обратить внимание на внешний вид, так как конструкция не имеет антикоррозийных покрытий, то пролежав несколько лет, они могут заржаветь, что сказывается на всей работе механизма.

Перед запуском двигателя мотор нужно положить в вертикальное положение и осмотреть нет ли утечки топлива и масла через боковые швы корпуса. После того, как мотор полежал его можно запускать. Герметичность швов при работе должна быть 100%, через швы не должны поступать выхлопные газы и вода.

Когда двигатель мотора работает не должно появляться посторонних шумов и слишком сильных вибраций. 

Обслуживание лодочных моторов ЗИФ довольное простое. После каждой эксплуатации нужно сливать все жидкости и промывать проточной водой цилиндры и баки. Если на двигателе установлен кожух, то его можно снять и получить доступ к деталям механизма. После снятия кожуха с двигателя промываются и прочищаются все видимые детали от грязи и водорослей. 

После всех манипуляций по очищению и промывке заливаются свежие жидкости и мотор можно вновь эксплуатировать.

Полное техническое обслуживание проводится один раз в год. Так как конструкция несложная, можно сделать это самостоятельно или отнести мотор в сервисный центр.

Преимущества и недостатки 

Преимущества:

• Простая конструкция.

• Легкий вес.

• Ремонтнопригодность, все детали можно заменить.

• Эксплуатация на низкосортном топливе.

• Высокое КПД механизма гребного винта.

Недостатки:

• Запуск двигателя происходит не сразу.

• Неудобно расположены рукояти для управления.

• Нет холостого хода.

• При хождении на водоемах с волнами, двигатель заливается водой.

• Очень высокий шум и вибрации при работе




Еще статьи

Зимние спальные мешки
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Век
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Snugpak
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Salewa
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Outwell
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Outventure
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Norfin
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Nordway
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Naturehike
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Freetime
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Fox Vrs
19 августа 2020
 0
Спальные мешки BalMax Alaska
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Trek Planet
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Quechua
19 августа 2020
 0