Обзор о байдарках Свирь
Байдарки «Свирь» - это лодки российской компании «Тритон ЛТД», которые на данный момент являются одними из самых востребованных моделей среди любителей активного водного отдыха. Байдарки предназначены для бурной воды, но прекрасно ведут себя в дальних походах по просторным водоемам с относительно гладкой водой.
Конструкция и особенности байдарок «Свирь»
Байдарки «Свирь» выпускаются в двух вариантах – каркасном и каркасно-надувном. Основное различие между ними заключается в присутствии баллонов во втором варианте. Лодки имеют одинаковые габариты, каркас, являются двухместными, обладают закрытой декой и ярко выраженным острым штевнем. Он значительно улучшает ходовые характеристики моделей, обеспечивает ее устойчивость на бурных реках и способность уверенно держать курс на большой волне и при встречном ветре.
Это жесткие байдарки с уплощенным днищем, которые превосходно маневрируют на крутых порогах. Модели с бортовыми баллонами имеют более плавные обводы, чем каркасные лодки, и являются практически непотопляемыми. Байдарки оснащаются подвесными надувными сиденьями, страховочной обвязкой, имеют шесть шпангоутов, двойной кильсон и защитный протектор на оболочке, проходящий по линиям кильсона, штевней и стрингеров. Сиденья обладают возможностью поддува, фиксируются на стрингерах, положение спинки сидений регулируется с помощью специальных строп.
Оболочки и баллоны байдарок «Свирь» изготовлены из очень плотной армированной ткани ПВХ, детали каркаса – из алюминия и композитного полиамида. Лодки обладают багажным отсеком, располагающимся между сиденьями, кольцами на деке для крепления груза и дополняются фартуком из ПВХ. В дополнительную комплектацию к моделям входят неопреновые юбки, гермомешки, разборные и прямые весла, пяточные и бедренные упоры. Длина байдарок составляет пять метров, ширина 86 сантиметров, высота по борту 23 сантиметра, вес 25 килограмм, грузоподъемность 250 килограмм.
Сборка байдарок «Свирь»
Сборка обоих вариантов байдарок «Свирь» одинакова, только в надувных моделях она сопровождается еще и накачкой баллонов. Все элементы каркаса промаркированы, поэтому разобраться в них несложно. Для начала нужно найти ровную площадку без острых предметов, песка, камней, растянуть на ней оболочку и хорошо расправить. Затем следует собрать носовую и кормовую половину каркаса. Для этого к носовому штевню подсоединяют вилку кильсона с помощью фиксатора, который вставляется в отверстие на штевне. После этого монтируют шпангоут, имеющий на своей верхней части угольник с крюками. Они вводятся в пазы планки, находящейся на миделе и обладающей окончаниями фальшбортов. Крюки в данном случае нужно направлять к окончаниям фальшбортов. Шпангоут поворачивается вертикально, его пуговица фиксируется в пазе, расположенном на тройнике вилки кильсона.
Теперь надо установить привальные брусья. Для этого берут две трубы D 20 мм, стыкуют их с окончаниями привальников на штевне так, чтобы фиксаторы попали в отверстия на окончаниях. После этого монтируют стрингеры из двух труб диаметром 18 миллиметров. Их стыкуют с окончаниями стрингеров, находящимися на штевне, так же, как и привальные брусья. Затем закрепляют стрингеры и привальники на шпангоуте, защелкнув их в ловителях шпангоута при помощи вдавливания в них.
После этого устанавливается второй шпангоут. Сначала к окончанию крепится удлинитель миделя, потом петли второго шпангоута надеваются на крюки вилки кильсона под углом 45º. Потом шпангоут поворачивают вертикально и защелкивают удлинитель миделя в его ловителе. Затем берут две трубы фальшборта без замков с кольцами, обладающие диаметром 22 миллиметра, соединяют их с окончаниями фальшбортов на миделе и защелкивают в ловителях второго шпангоута. Для носовой части осталось четыре трубы – две диаметром 20 миллиметров и две диаметром по 18 миллиметров. Трубы диаметром 20 мм стыкуют с привальными брусьями, трубы диаметром 18 мм – со стрингерами. Потом стрингера и привальные брусья защелкиваются в ловителях второго шпангоута. Носовая часть каркаса собрана.
Для сборки кормовой части к кормовому штевню присоединяют вилку кильсона по аналогии с носовой частью. После этого монтируется шпангоут с крюками на угольнике к планке с пазами и окончаниями фальшбортов на миделе. Шпангоут приводится в вертикальное положение, его пуговица фиксируется в пазе вилки кильсона. После этого из двух труб диаметром 20 миллиметров монтируются привальные брусья путем стыкования труб с окончаниями привальников на штевне. Потом устанавливается пятый шпангоут, для которого сначала стыкуют удлинитель миделя с окончанием. Остальная процедура проводится так же, как при монтаже второго шпангоута на носовой части. Сборка кормовой части завершается установкой двух труд диаметром 20 миллиметров на привальники, и двух труб диаметром 18 миллиметров – на нижние стрингера.
Потом наступает очередь монтажа носовой рамки кильсона и фальшбортов из труб диаметром 24 миллиметра, обладающих замками и кольцами. Трубы с кольцами стыкуют с трубами фальшбортов, имеющимися на кормовой части каркаса, трубы с замками с трубами на носовой части. Затем каркас нужно установить в оболочку. Одной рукой берут его носовую часть за крепление между шпангоутом и миделем, второй рукой немного приподнимают верх носовой части оболочки и вкладывают в нее половину каркаса. Потом заправляют внутрь «шкуры все привальные брусья и стрингеры.
После этого, стоя на коленях на оболочке лицом к ее носовой части, берут левой рукой левый стрингер и привальный брус, правой рукой – правый стрингер и привальник и начинают проталкивать каркас в оболочку до упора так, чтобы ее боковые швы с двух сторон были симметричными. Кормовая часть устанавливается в оболочку таким же образом.
Потом следует установить рамки кильсона. Для этого с рамки с замками откручивают барашки, вытаскивают из замков винты, соединяют рамку с вилкой кильсона на кормовой части каркаса, совмещают отверстия, устанавливают в них винты и закручивают барашки. То же самое делают и на носовой части.
Потом в байдарку монтируются сиденья, которые имеют разную длину строп. Длинные стропы у кормового сиденья, короткие – у носового. Сначала устанавливается кормовое сиденье, имеющее карманы, как и носовое. Через них продевают фальшборта, расположенные возле пятого шпангоута, после чего сиденье закрепляют карабинами за кольца фальшбортов. Носовое сиденье монтируется аналогично.
Затем следует соединить кормовую и носовую часть каркаса. Для этого нужно приподнять обе рамки кильсона так, чтобы их можно было стыковать, соединить носовую и кормовую рамку, а потом, взявшись двумя руками за замки кормовой рамки и придерживая пальцами конец носовой рамки, опустить их на оболочку и прижать. После этого в отверстия на замках кильсона устанавливаются винты и закручиваются барашками.
Теперь необходимо соединить стрингеры. Берут муфту №1 и надевают на стрингер скошенной частью к замку. Затем замки на стыкуемых стрингерах совмещаются. Для этого стрингеры нужно немного приподнять, соединить замки, затем опустить и надвинуть на стык замков муфту. Так соединяются стрингеры по двум бортам. Потом стыкуют привальные брусья. Для этого понадобится муфта №2. Ее надевают на один из брусьев скошенной частью к замкам на каждом борту лодки, приподнимают брусья, совмещают замки, опускают и надвигают на замки муфту. Затем надо соединить фальшборта с помощью аналогичной процедуры, используя муфту №3.
После этого устанавливаются центральные шпангоуты. Шпангоут №3 вкладывается в оболочку возле носовой рамки кильсона, соединяется петлями с крюками рамки, поворачивается вертикально, потом в его ловителях защелкиваются стрингера. Шпангоут №4 так же монтируются на корме. Затем в ловителях всех шпангоутов защелкиваются привальные брусья и фальшборта. Теперь нужно подтянуть борта байдарки. Это делается с помощью набора из десяти тонких коротких трубочек и десяти строп, оснащенных пряжками. Берут одну трубку и одну стропу, устанавливают трубку в карман на носу оболочки, продевают через петлю стропы, закручивают стропу за фальшборт и фиксируют пряжкой. Повторяют операцию на другом борту. Таким же способом подтягивают центральную и кормовую часть бортов. Потом нужно закончить монтаж сидений. Кормовое сиденье закрепляется четырьмя длинными стропами, которые оборачиваются вокруг стрингеров и фиксируются пряжками. Спинка прикрепляется на две широкие стропы с липучками, оборачивающиеся вокруг фальшборта и продеваются через петли на задней части. На сиденье имеются резиновые шнуры с пластмассовыми колокольчиками. Их оборачивают вверху шпангоута №5, колокольчики фиксируют в резиновых петлях на спинке. Точно так же крепится носовое сиденье возле шпангоута № 7. Теперь нужно центральный мидель в ловителях третьего и четвертого шпангоута поочередно с каждого борта. После этого центральная часть оболочки полностью закрывается с использованием имеющейся на ней липучки. Если это каркасная модель байдарки «Свирь», ее сборка практически закончена. Если каркасно-надувная, необходимо еще накачать баллоны. Это можно сделать с помощью обычного насоса-лягушки, применяемого при накачивании резиновых лодок. Потом на лодки устанавливается страховочная обвязка, которая продевается через петли на оболочке.