09 августа

Самодельная байдарка

Обзор о самодельных байдарках

Байдарки – это гребные лодки с малой осадкой, зауженным корпусом, острыми оконечностями, которые управляются двухлопастными веслами. Они были придуманы северными народами для промысла и походов по различными водоемам. Изначально байдары делались из костей или дерева, которые обтягивались шкурами морских млекопитающих. В итоге получались легкие, прочные маленькие суда, способные перевозить двух-трех гребцов и довольно много груза.
Современные производители изготавливают байдарки из многослойного полиэтилена, пластика, композитных материалов, дюралюминия, ПХВ. Они бывают литыми, надувными, разборными, обладают разными габаритами и грузоподъемностью, используются для спортивных соревнований, сплава, дальних походов, туристических путешествий, для рыбалки и рекреационного отдыха. Они дополняются ножными упорами, держателями для удилищ, имеют вместительные грузовые отсеки, крепления для транспортировки багажа, фиксаторы для весел и прочие элементы для монтажа какого-то оборудования. При желании байдарку можно изготовить собственными руками, взяв за основу разборную модель.

1.jpg

Особенности сборки самодельных байдарок

Разборные байдарки обладают каркасом, который обтягивается оболочкой из плотной ткани ПХВ. Их собирают на стапелях по чертежам, которые либо разрабатываются самостоятельно, либо находятся в интернете. Оптимальный вариант в данном случае – байдарки с каркасом из фанеры и дюралюминия, обладающие небольшим весом и компактными размерами. Они подойдут для рыбалки, охоты, семейных прогулок, многодневных походов, путешествий по рекам невысокой сложности.
Чертежи лодки должны включать в себя все детали каркаса с их габаритами и местами расположения. Это шпангоуты, штевни, кильсон, состоящий из секций, части фальшборта, стрингеры, привальные брусья, мидельвейс. Для изготовления штевней и фальшборта подойдет фанера, для стрингеров и привальных брусьев – планки из сосны, для выпиливания кильсона, мидельвейса – планки из лиственницы. Для них потребуется хорошо высушенная мелкослойная древесина, фанера марки БС-1 с толщиной, составляющей 5 мм, 7 мм и 9 мм. Еще понадобятся листы дюралюминия, толщина которых – 1 мм, 1,5 мм, 2 мм, 3 мм, 4 мм, прутик из металла с диаметром 8 мм, шурупы, крытые антикоррозийным составом или выполненные из нержавеющей стали., алюминиевые заклепки диаметром 4 мм. Для оболочки нужно взять несколько метров ткани ПХВ. Например, на байдарки длиной 4 метра пойдет около пяти квадратных метров такой ткани, на лодки длиннее ее нужно взять больше. В-целом, количество материала рассчитывается при разработке чертежей. Также необходимо приготовить шланг и шнур из резины. Длина шланга два метра, диаметр 4 сантиметра, длина шнура 1,2 м, диаметр полсантиметра.

2.jpg

Как собирается каркас самодельной байдарки

Каркас самодельной байдарки длиной 4 метра включает в себя четыре стрингера, пять шпангоутов, два штевня. Кроме того, в него входит кильсон, состоящий их четырех секций, две части привальных брусьев, фальшборт, мидельвейс. Все эти элементы крепятся с помощью замков, дюралюминиевых и концевых планок, язычков, шурупов. Для сборки мидельвейса нужен угольник и накладка из алюминия, для кильсона – средние и боковые планки, язычки, замки, фанерные поперечные рейки, для бортового фальшборта и мидельвейса – алюминиевые скобы. Для крепления стрингеров к шпангоутам понадобятся скобы. Кормовая часть фальшборта делается из фанеры, собирающейся с помощью защелки, угольника, скобы, кильсон фиксируется алюминиевыми защелками и шурупами из нержавеющей стали.
Все части каркаса, состоящие из четырех частей, скрепляются между собой замками с язычками. Для стрингеров по чертежам выпиливается шестнадцать заготовок. На восемь из них с одного конца приклепываются замки, с другого – язычки. Остальные восемь делят пополам, на четырех устанавливают замки и еще на четырех – язычки. После чего к привальным брусьям, созданным по чертежам, заклепками крепятся алюминиевые язычки и замки. Затем собирают кильсон самодельной байдарки, который представляет собой три вертикально размещенные рейки, соединенные поперечными планками. На среднюю секцию ставят с одной стороны замки, с другой язычки. На соответствующих им сторонах крайних секций приклепывают или замки, или язычки. 
Кильсон следует делать на ровной поверхности. На ней чертят осевую линию и места размещения шпангоутов над центральной частью кильсона. По этим линиям выкладываются секции кильсона, скрепляющиеся язычковыми замками и поперченными планками. Их выпиливают из фанеры, толщина которой составляет 5 миллиметров. Длина планок 2 м, ширина 2,5 см. Они приклеиваются к секциям кильсона эпоксидным клее и фиксируются шурупами.
После чего боковые части кильсона, находящиеся возле штевней байдарки, аккуратно приподнимают и переносят его на алюминиевую накладку мидельвейса так, чтобы средняя секция была под накладкой. Затем средняя часть кильсона обрезается по накладке, а боковые его части с внутренней стороны обрезаются примерно на 12 сантиметров от накладки.
Теперь наступает очередь создания штевней, которые выпиливаются по чертежам из фанеры толщиной 9 мм. Для их фиксации на кильсоне к заготовками приклепываются обоймы. Шпангоуты делают из дюралевых трубок диаметром 15 мм. Их секции прикрепляются друг к другу при помощи приклепанных к заготовкам вставок из дюраля и заполнителей из тонкой фанеры. На верхнюю часть второго и четвертого шпангоута приклеивают большие и маленькие скобы, на верхнюю часть остальных шпангоутов –только маленькие. Большие скобы нужны для закрепления деталей на мидельвейсе, маленькие скобы – для крепления стрингеров. С кильсоном шпангоуты соединятся специальными вертушками.
Монтаж привальных брусьев осуществляется с использованием специальных планок, которые приклепываются к брусьям. Для того чтобы закрепить их на третьем шпангоуте, на язычке привального бруса высверливают отверстие для шурупа. Когда брусья будут собраны, на мидельвейс устанавливают замок и крючок, на штевнях закрепляют язычки, при помощи заклепок соединяют окончания привальников, мидельвейса, стрингеров и фиксируют их на штевнях. После этого устанавливают фальшборт, приклеивая его боковые секции водостойким клеящим составом. В нижней части фальшборта выпиливается паз, необходимый для протягивания шнура деки. На носу байдарки бока фальшборта соединяются при помощи петли. Для установки шпангоутов в нем делают прорези так, чтобы эти прорези зашли концы больших скоб, имеющихся на втором и четвертом шпангоуте. Когда они пройдут через фальшборт, к нему приклепываются защелки и на дюралевые уголки монтируется задник.

3.jpg

Оболочка и дека для самодельной байдарки

Оболочка для самодельной байдарки изготавливается из цельного куска ткани ПВХ. Его длина должна достигать 4,2 метра, а ширина быть не менее 92 сантиметров (для лодок длиной 4 метра). Это кусок сначала накладывают на днище собранного каркаса и по краям, заходящим за привальные брусья, тщательно стягивают, прошивая капроновыми нитками. Потом оболочку прорезают в боковой, носовой части и обрезают по штевням. Для того, чтобы шкура была прочной и не протекала, в оконечностях байдарки ее изнутри и снаружи усиливают резиновым шлангом. Его разрезают пополам в продольном направлении, приклеивают с внутренней и наружной стороны оболочки, заправляют за штевни. Затем бока оболочки наверху носовой и кормовой части лодки раскраивают под создание деки.
Для деки нужны четыре куска ткани ПХВ, которые делятся на две средние части и две крайние. По всему периметру двух средних частей вшивается резиновый шланг. Он необходим для натяжки деки на фальшборте. Дека пришивается к оболочке снизу, шов проклеивается водонепроницаемыми полосами. Затем ее края с резиновым шнуром заводятся в пазы фальшборта и хорошо затягиваются.
Лодка практически готова. Осталось установить надувные или пластиковые сиденья с помощью овальных планок и стержней и сделать упоры для ног. Пяточные упоры можно сделать из фанеры, выпилив из нее планку длиной 24 сантиметра, шириной 18 сантиметров. Ее фиксируют проволокой, притягивая ко второму шпангоуту. Весла для такой байдарки лучше приобрести в готовом виде.



Выберите свой каяк:
Лучшие пакрафты
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Билюта»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Иволга»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Крохаль»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Кулик»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Перя»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Нортик»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Полюд»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Синица»
03 марта 2019
 0
Легкий пакрафт
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Соратник»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Спутник 2»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Спутник»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Стрела»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Танк»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Тритон 290»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Тритон 295»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Тритон»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Тунгус 3»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Тунгус»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Хант»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Эскимос»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Якут»
03 марта 2019
 0
Пакрафт Black pike
03 марта 2019
 0