Обзор о видах байдарок
Байдарки – это длинные узкие лодки с высокой остойчивостью, малой осадкой, оснащаемые пяточными, коленными, бедренными упорами и двухлопастными веслами. Их далекие предки байды появились много сотен лет назад и были изобретены народами Севера. Они делали такие лодки из дерева или костей, обтянутых кожей морских млекопитающих. Эскимосы для промысла в открытом море изготавливали трехместные байдарки, которые позволяли успешно охотиться на китов. Чукчи и элеуты занимались преимущественно рыбной ловли и довольствовались лодками-одиночками.
Современные байдарки выпускаются в одноместных, двухместных, трехместных, четырехместных вариантах. Они изготавливаются из дерева, дюралюминия, полиэтилена, композитных материалов, плотной ткани ПВХ, имеют различную конструкцию, разные размеры, всевозможную оснастку. Модели бывают разборными, цельнолитыми, каркасно-надувными, надувными.
Разборные байдарки
Разборные модели являются прямыми потомками древних северных байдарок. Они обладают оболочкой, играющей роль шкуры животных, и каркасом, который этой оболочкой обтягивается. Он включает в себя штевни, привальные брусья, стрингеры, кильсон, фальшборта, шпангоуты, пиллерсы, крепежные детали. Они выполнены из дюралюминия, прочной пластмассы и обеспечивают жесткость корпуса моделей
Разборные байдарки дополняются емкостями плавучести, анатомическими сиденьями с регулировкой положения, имеют вместительные грузовые отсеки, могут оснащаться рулевым управлением с педальным приводом и парусным вооружением. Оболочка лодок обычно полностью закрывает их верх, оставлял при этом открытыми отверстия для посадочных мест, образующие кокпит. Для них предусмотрены фартуки и юбки, которые надеваются на отверстия для герметизации кокпита на бурной воде и при прохладной дождливой погоде.
Каркасные (разборные) байдарки являются самыми удобными для размещения груза и гребцов в дальних походах. Они имеют большие багажные отделения в кормовой, носовой части и под бортами, могут дополняться люками для мелких вещей, подставками для бутылок, откидными сиденьями для детей. Это лодки с отличными ходовыми характеристиками, способные уверенно идти по курсу на волнах и при встречном ветре. Даже при получении небольших повреждений они долго остаются на плаву и быстро ремонтируются в походных условиях.
В разобранном виде лодки могут храниться в углу типовой квартиры и доставляться до водоемов на общественном транспорте. Их сборка при наличии навыков занимает не больше 40 минут. Это модели с повышенной комфортностью, предназначенные для долговременных походов по просторным водоемам и рекам средней сложности.
Цельнолитые байдарки
Цельнолитые модели изготавливаются из полиэтилена, прочного пластика, высокопрочных композитных материалов, отличаются очень высокой прочностью и долговечностью. Это практически неуязвимые лодки, которые широко применяются для гребного слалома и сплава по рекам высокой сложности. Особенно популярными среди цельнолитых моделей являются полиэтиленовые байдарки, обладающие малым весом и ремонтопригодностью. Они выпускаются в различных вариантах, могут использоваться для туристических путешествий по морю, ходить под парусом, под мотором, дополняться рулевым управлением, плавниками, стегом, иметь уплощенное или килеватое днище. Именно на таких моделях спортсмены выступают на международных соревнованиях по водному спринту и марафону. Байдарки с литым корпусом стремительно скользят по воде, могут быстро набирать большую скорость, выдерживают мощные удары, влияние агрессивных сред, резкие перепады температур и долгое время хранятся на улице под навесом без ущерба для корпуса.
Каркасно-надувные байдарки
Каркасно-надувные байдарки были созданы с целью сделать каркасные байдарки более легкими, плавучими и адаптированными к сплаву по бурной воде. Модели обладают каркасом, оболочкой и надувными элементами, расположенными между каркасом и «шкурой». Раньше баллоны вкладывались в оболочку, в современных моделях они в нее интегрированы. Это подвижные, маневренные, поворотливые и послушные в управлении лодки, а каркас которых входит меньше элементов, чем в каркас разборных лодок. Это может всего два штевня, распорки-шпангоуты, монокильсон, распорки или какой-то другой облегченный набор.
Баллоны и оболочка на таких моделях обычно изготавливаются из плотной многослойной ткани ПХВ, иногда обладающей полиуретановым армированием. При получении повреждений они быстро ремонтируются с помощью наклеивания латок. В последних разработках производителей каркасно-надувных байдарок используется обычно два баллона, которые в ряде случаев разделяются герметичной мембраной. Конструкции с мембраной в баллонах практически непотопляемы. Если какой-то отсек получает пробоину, лодка остается на плаву благодаря остальным трем отсекам.
Такие байдарки используются для сплава,
туристических путешествий, для рыбалки, для охоты и экспедиций. Они могут иметь открытую и закрытую деку, дополняются защитными фартуками, петлями для крепления груза и собираются за 15-20 минут. В разобранном виде модели помещаются в компактный рюкзак.
Надувные байдарки
Надувные байдарки в чем-то схожи с популярными раньше надувными лодками, но изготавливаются они сегодня не из прорезиненной ткани, а из плотного многослойного материала ПХВ. Баллоны таких лодок накачиваются до трех атмосфер, что делает их жесткими и более скоростными.
Современные надувные модели производятся с применением инновационных технологий склейки и сварки швов, позволяющих создавать различные формы баллонов, изменяя обводы байдарок. Они могут иметь выступающее вниз надувное дно, которое в ряде случаев усиливается вкладышами, закрытую или открытую деку, вместительные багажные отделения, петли с наружной части корпуса для транспортировки груза. Баллоны часто обладают герметичными перемычками в центре и вкладываются в оболочку из водонепроницаемой ткани.
Надувные модели в ряде случаев дополняются носовым и кормовым штевнем, системой самоотлива, надувными сиденьями с возможностью поддува, поперечными распорками. Это лодки с высокой остойчивостью и малой осадкой, способные свободно продвигаться по мелководью, заросшим камышом местам и подходящие для сплава по рекам высокой сложности. Они очень быстро собираются и разбираются, что очень удобно на кратковременных водных прогулках и в семейных походах на один-два дня.
Надувные модели отличаются очень легким весом и без усилий переносятся по суше. Такое качество делает их предпочтительными в дальних экспедициях, подразумевающих присутствие труднодоступных и заповедных участков местности. Последние надувные модели выдерживают мощные удары о камни и коряги, резкие перепады температур и влияние агрессивных сред. Они могут оснащаться рулевым управлением с педальным приводом, маломощным мотором, дополняться защитным фартуком и пригодны к эксплуатации в любую погоду. Среди надувных байдарок присутствуют модели с необычной формой баллонов, сечение которых создает восьмерку, и бортами, выгнутыми по всей длине. Эти модели обладают низкой парусностью, отлично держат курс на высокой волне и могут использоваться для плаванья по просторным морским и пресноводным акваториям.
Разновидности байдарок по сфере применения
Конструкция и оснащение байдарок определяют сферу их применения. Лодки бывают морскими, туристическими, сплавными, рыбацкими, спортивными. Морские модели обладают килеватым днищем, острыми, немного приподнятыми носами и кормой. Они дополняются стегами, обеспечивающими курсовую устойчивость на волнах и при встречном ветре. Рыбацкие варианты укомплектовываются держателями для удилищ, поворотными панелями, креплениями для эхолотов. Спортивные байдарки имеют узкую обтекаемую форму и изготавливаются из композитных материалов. Туристические лодки обладают вместительными багажными отсеками, держателями для бутылок, люками для перевозки мелких предметов. Сплавные байдарки отличаются плавными обводами и уплощенным днищем.