10 августа

Самодельный каяк

Обзор о самодельном каяке

Каяки представляют собой одноместные или двухместные гребные лодки, которые были придуманы северными народностями еще в далекой древности. В те времена их делали из костей или дерева, обтянутых шкурами морских млекопитающих и использовали преимущественно для промысла. Сегодня каяки активно применяются для спорта, туризма, для рыбалки, охоты, дальних походов, активного отдыха на воде. Современные производители изготавливают их из полиэтилена, пластика, композитных материалов, армированного ПХВ. В продаже имеются цельнолитые, разборные, надувные модели, обладающие различными габаритами. Они обладают удлиненной формой с острыми оконечностями, управляются двухлопастными веслами и отличаются хорошей устойчивостью, высокой маневренностью, малой осадкой, превосходной проходимостью и малым весом. Это очень удобные в эксплуатации лодки с отличной плавучестью, на которых можно забираться в труднодоступные места водоемов. Модели могут обладать закрытой или открытой декой, дополняются защитными фартуками, емкостями непотопляемости, сливными клапанами, страховочной обвязкой. Они не тонут даже при переворотах, без особых усилий переносятся по суше на руках, могут храниться на улице под навесом, в гараже, в подсобном помещении квартиры (разборные и надувные). Стоимость каяков бывает разной и часто вполне демократичной, однако многие умельцы предпочитают делать такие лодки собственными руками. Это не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Кроме того, самостоятельно собранный каяк делается под нужды владельца и дает уверенность в высоком качестве лодки.

1.jpg

Что нужно для изготовления самодельного каяка 

Для сборки каяка, прежде всего, понадобятся чертежи с нанесенными на них размерами каждого элемента. Их можно разработать самому, найти в интернете или в каких-то журналах. Кроме того, понадобятся электролобзик, дрель, машинка для шлифования, острые ножницы различного размера, хорошо наточенный нож, строительный фен, плоскогубцы.
Проще всего делать каяк из листов фанеры толщиной от 4 до 9 миллиметров. Также для работы потребуется 20 квадратных метров стеклоткани, примерно полтора литра водостойкого лака, эпоксидная смола в количестве около 10 килограмм, вязальная проволока. Еще понадобятся пластиковые стаканы, алюминиевые профили, шурупы, кисти разного размера, малярная лента, половина литра растворителя, пять килограмм отвердителя, тяжелый груз. К выбору фанеры, стеклоткани, эпоксидной смолы необходимо подходить очень внимательно. Для сборки лодки понадобятся листы фанеры габаритами 2,24х1,12 метра, которые придется заказывать в индивидуальном порядке. Необходимо приобретать гладкий, без сучков и дефектов материал с хорошим показателем жесткости, иначе лодка может разбухнуть или потерять форму от контакта с водой. Его толщина должна быть одинаковой по всей плоскости. Еще понадобятся бруски сосновой и лиственной древесины, стержни из нержавеющей стали толщиной примерно 8 миллиметров, пруток диаметром 8 миллиметров, заклепки из алюминия длиной 4 сантиметра, около 5 квадратных метров ткани ПХВ для оболочки. Что касается стеклоткани, то нужно приобретать ее тип с удельным весом 130 грамм на квадратный метр или 200 грамм на квадратный метр. Важно, чтобы она не была упакована в пачки, так как они деформируют стеклоткань, а это потом негативно влияет на качество каяка. Эпоксидную смолу тоже следует подбирать по характеристикам, имеющим отношение именно к плотной фанере. Кроме того, нужно приготовить шланг из резины диаметром 40 миллиметров и длиной два метра и шнур из резины длиной 1,2 метра и диаметром 5 миллиметров.

2.jpg

Как собирать каяк

Специалисты рекомендуют в данном случае делать большие чертежи в в соотношении всех элементов лодки в соотношении 1:1. Это существенно упростит работу, которая будет заключаться в переносе деталей на листы фанеры. Для сборки лодки потребуются стапеля, которые можно собрать из деревянных реек. Сначала по чертежам изготавливаются все детали лодки. Проще всего собрать легкий универсальный каяк, подходящий для кратковременных прогулок и для многодневных походов с мягкой оболочкой, натянутой на фанерно-алюминиевый каркас. Возьмем за пример лодку длиной 4 метра, шириной 65 сантиметров, каркас которой состоит из фанерных штевней,  трех секций кильсона, мидельвейса, шпангоутов, клееных фанерных фальшбортов, стрингеров, привальных брусьев. Стрингеры и привальные брусья выпиливаются по чертежам из древесины и собираются из частей. К каждой из них приклепываются язычковые замки. Стрингеры состоят из шестнадцати реек, привальные брусья – из четырех реек. Замки устанавливаются на один конец реек срингеров и брусьев, язычки – на другой. Кильсон собирается из трех деревянных частей, которые соединяются при помощи поперечных планок, замков и язычков из нержавеющей стали. На средних частях кильсона приклепываются замки, на крайних язычки. Поперечные планки выпиливаются из фанеры. Их размеры составляют в ширине 25 миллиметров, в длине 20 сантиметров. На рейки они приклеиваются водостойким клеем и крепятся шурупами. Мидельвейс собирается так же.
Возле штевней крайние рейки кильсона кладутся на клиновые накладки. Его средняя рейка обрезается изнутри по эти накладки, а боковые – снаружи примерно на 10 сантиметров от них.
Штевни каяка выпиливаются из фанеры по чертежам и соединяются с кильсоном обоймами. Шпангоуты гнутся из дюралюминиевых трубок с диаметром 15 миллиметров. Трубки можно заменить профилем п-образной формы, толщина которого составляет 1,6 миллиметров. Его выгибают по обводам каждого шпангоута. Части шпангоутов соединяются скобами. Привальные брусья собираются при помощи шурупов и приклепываются к овальным планкам. Сначала они устанавливаются на три центральных шпангоута, затем состыковываются с крайними шпангоутами. После этого концевые секции привальников, мидельвейсов и стрингеров заклепками прикрепляют к штевням, предварительно высверлив в них отверстия. Перед этим собирают весь каркас, шпагатом притягивая стрингеры.
Потом монтируют фальшборты. В носовой части лодки их боковые части, состоящие из полос фанеры, склеиваются эпоксидной смолой. В нижней части заготовок лобзиком делается паз, нужный для того, чтобы протянуть шнур деки, и в местах крепления к шпангоутам прорезаются щели. Стыки деталей промазываются эпоксодной смолой и проклеиваются лентами стеклоткани. В нижней части каяка нужно сделать отсек непотопляемости, который можно заполнить надувными емкостями или просто сделать насколько перегородок из фанеры, обработанной эпоксидкой. Деку и нижнюю часть подгоняют друг к другу при помощи электролобзика. Потом их склеивают эпоксидной смолой, покрывают стеклотканью а водонепроницаемым лаком. После монтажа каркаса лодки наступает очередь создания оболочки.

3.jpg

Оболочка для самодельного каяка

Для выкраивания оболочки самодельного каяка понадобится цельное полотно ткани ПХВ длиной около 4,5 метра и шириной 90 сантиметров. Его накладывают на дно каркаса, потом края поднимают и там, где они выступают за привальные брусья, стягивают капроновыми нитками. После чего ткань в носовой и кормовой части каяка прорезают и подгоняют по штевням лодки.
В оконечностях каяки оболочку усиливают при помощи резинового шланга. Его разрезают пополам в продольном направлении и приклеивают в местах соединения оболочки внутри и снаружи. Затем на склеенной на каркасе оболочке выкраивают и крепят деку. Она собирается из четырех частей. В две центральные части, вырезанные по овалу кокпита, вставляется шнур из резины. Он необходим для обтягивания деки по фальшбортам. После этого к центральным частям пришиваются крайние части, целая дека швом из капроновых ниток соединяется с низом оболочки. Потом шов проклеивается лентой из стеклоткани. Все. Остается сделать упоры для ног, установить сиденье и выпилить или приобрести весло. Упоры можно изготовить из фанерной площадки размерами 18 х24 сантиметра. Ее нужно прикрепить проволокой к шпангоуту. Сиденье тоже выпиливается из фанеры. Втулки весла создаются из дюраля и латуни, лопасти вырезаются из фанеры.



Выберите свой каяк:
Сиденье для байдарки
07 августа 2018
 0
Прогулки на байдарках
07 августа 2018
 0
Лодка Delta
07 августа 2018
 0
Сплав на каноэ
07 августа 2018
 0
Пластиковые каноэ
07 августа 2018
 0
Каяк Рысь
05 августа 2018
 0
Каяк Рейнджер
05 августа 2018
 0
Каяк Декатлон
05 августа 2018
 0
Каяк Отиум
05 августа 2018
 0
Каяк Аделаида
05 августа 2018
 0
Каяк Барракуда
05 августа 2018
 0
Каяк Trak
05 августа 2018
 0
Каяк Storm
05 августа 2018
 0
Каяк KingFisher
05 августа 2018
 0
Каяк Necky
05 августа 2018
 0
Каяк Itiwit
05 августа 2018
 0
Sierra Angler каяк
05 августа 2018
 0
Каяк Aqua Marina
05 августа 2018
 0
Каркасная байдарка
05 августа 2018
 0
Каноэ складное
05 августа 2018
 0
Каноэ туристические
02 августа 2018
 0
Каноэ из пенопласта
02 августа 2018
 0
Каноэ из дерева
02 августа 2018
 0
Каноэ из бересты
02 августа 2018
 0