«Стрела» – это первый подвесной лодочный двигатель, выпущенный в СССР для массовой продажи населению. Производили его с 1953 года по 1965 год на двух предприятиях: имени Фрунзе в городе Куйбышев (Самара) и Ульяновском моторном заводе.
Разработчики не пытались сделать двигатель сверхтехнологичным, поэтому ему явно не хватало многих возможностей. Но это был простой, надежный и доступный мотор, который справлялся с главной задачей – мог двигать лодку. А, поскольку альтернативу ему на тот момент составляли только весла, «Стрела» пользовался большим признанием у советских граждан.
В 1965 году, в связи с выходом в продажу подвесных моторов других производителей, «Стрелу» сняли с выпуска. Но детали для нее создавали вплоть до 1989 года. Учитывая, что многие запасные части для отдельных узлов мотора, а именно цилиндров и поршней, были позаимствованы у двигателя мотоцикла «Ковровец», с запчастями у владельцев «Стрелы», проблем не было долгое время.
Простая долговечная конструкция давала возможность использовать моторы вплоть до середины 90-х. Отдельные экземпляры используются по назначению до сих пор, во многом благодаря бережному отношению и использованию запасных частей с аналогов.
«Стрела» представлял собой двухтактный одноцилиндровый бензиновый мотор.
Двигатель устанавливался в верхней части дейдвудной трубы. В нижней части фиксировался редуктор с шестерёнками, который приводил движение вала во вращение винта. Эта простая конструкция обеспечивала перемещение по воде небольшой лодки. И она же давала владельцу, даже новичку, возможность управлять лодкой, самостоятельно ремонтировать мелкие поломки и проводить техническую профилактику.
Это первые моторы в СССР, которые поступили в открытую продажу для населения. Все ранние разработки создавались исключительно для государственных учреждений.
Предназначался «Стрела» для установки на рыболовецкие и легкие спортивные лодки, придавая им скорость 10-15 км/ч. Но, несмотря на это, у мотора была хорошая согласованность и с тяжелыми лодками, благодаря высокому КПД гребного винта. В целом, несмотря на недостатки, параметров двигателя было вполне достаточно для водного отдыха и рыбалки на тихом ходу. В первых вариантах двигателя отсутствовало реверсивное движение и муфта для сцепления, из-за чего для разворота или маневра на воде часто требовалось прибегать к помощи весел.
Но, несмотря на все трудности в эксплуатации, «Стрела» приобщила к водомоторному стилю жизни сотни тысяч советских граждан и стала по истине легендарным двигателем.
• Двигатель представлял собой двухтактную конструкцию, имел 1 цилиндр.
• Редуктор поддерживал 1 режим работы.
• Система запуска – пусковым тросом.
• Бензобак располагался над двигателем.
• Топливо подавалось к карбюратору самотеком.
• Транцевая высота двигателя – 380 мм.
• Тип двигателей – бензиновый.
• Рабочий объём – 173 куб. см.
• Мощность – 5 л. с.
• Количество тактов – 2.
• Количество цилиндров – 1.
• Число предельных оборотов – 3700 об/мин.
• Величина цилиндра – 62 мм.
• Шаг движения поршня – 58 мм.
• Румпельная система управления.
• Ручная система зажигания.
• Система охлаждения – водная.
• Емкость топливного бака – 3,7 л (встроенный).
• Расход горючего – 2,1 л/час при полной скорости.
• Система питания – карбюратор (К-33, работает способом поплавка).
• Вес – 24 килограмма.
Сегодня актуальность «Стрелы» исчерпана. Конечно, при желании можно приобрести с рук работающий двигатель. И даже в неплохом состоянии. Но найти к нему запасные части – задача практически невыполнимая.
Но все же в Интернете сохранилась инструкция по эксплуатации «Стрелы». И все еще находятся любители и поклонники этого двигателя, которые собирают «Стрелу» и предпочитают ее новым моделям. А это еще раз говорит о том, как долговечен этот мотор. И что такой надежности и легкости в обращении, порой не хватает современным моделям. В особенности, в удаленных местностях нашей страны, где нет сервисных центров, но есть любители водного отдыха и рыбалки.
Преимущества:
1. Простая конструкция.
2. Легкость управления.
3. Долговечность.
4. Высокая ремонтопригодность.
5. Небольшая цена двигателя и запасных частей к нему.
6. Низкие требования к качеству топлива (мотор мог работать даже на керосине).
7. Высокий показатель КПД гребного винта.
8. Надежность конструкции благодаря долговечности и износоустойчивости материалов.
9. Техническое обслуживание не требовало обращений к специалистам.
Недостатки:
1. Большой вес.
2. Затрудненный запуск.
3. Неудачное расположение рычагов управления.
4. Отсутствие холостых оборотов двигателя.
5. Попадание воды в двигатель.
6. Сильные шумы и тряска.
7. Необходимость смешивать бензин (керосин) с маслом.
8. Топливный бак устанавливался над мотором, что не давало возможности экономить горючее.
9. Частое перегревание мотора в связи с отсутствием помпы.
10. В первой версии двигателя отсутствовало реверсивное движение, поэтому для разворота приходилось пользоваться веслами.
11. Потеря мощности из-за работы на некачественном топливе.
12. Открытые части кожуха двигателя нередко вызывали ожоги и повреждения лодок, особенно резиновых.
13. Затрудненный доступ к двигателю для обслуживания из-за металлического кожуха.
Несмотря на все недостатки, моторы «Стрела» были долгое время очень популярны. Они стали действительно прорывом в сфере развития лодочных моторов в СССР. При своевременном ремонте двигатели служили владельцам десятки лет, а их долговечность позволила сохранить на ходу единичные экземпляры и до настоящего времени.
Отправьте ссылку на товар – сделаем скидку!
Мы отправим sms с вашим номером менеджеру. Заявка бесплатная. Без спама.
Оставьте номер телефона – обсудим варианты сотрудничества!
Заполнив форму ниже, Вы сможете задать интересующий вопрос. Без спама.
После заполнения формы, менеджер свяжется с Вами и сообщит статус заказа. Без спама.
Оставьте номер и обсудим условия сотрудничества. Конфиденциально.
Мы отправим sms с вашим номером менеджеру и начальнику отдела продаж.
Оставьте номер для связи и получите телефон представителя.
Оставьте номер для связи и получите электронную почту.
Скидка 2 500 руб. будет учтена при выставлении счета. Время действия скидки до 11 Марта.
Закрыть окноВаш заказ успешно оплачен
и передан в работу.
С вами свяжется менеджер
Интернет-магазина и обсудит подробности
После модерации отзыв будет опубликован. Вы сделали огромный вклад в развитие каякинга!
Закрыть окно