Такие гребные лодки, как каноэ, сейчас очень популярны. Они были изобретены в незапамятные времена североамериканскими индейцами, изначально выдалбливались из дерева или собирались из бересты и использовались для промысла, походов, сражений с врагами. Узкие, поворотливые, легкие и вместительные каноэ привлекли внимание европейцев и, в результате, распространились по многим странам мира.
Это беспалубные лодки, которые имеют симметричную по миделю форму, острые, немного закругленные оконечности, седловатые, заваленные внутрь борта с линией, проходящей вниз от носа и кормы. Гребцы в каноэ располагаются на сиденьях-банках или стоят на коленях на днище, управляя судном однолопастными веслами. Лодки вмещают от одного до десяти человек, обладают превосходными скоростными характеристиками, малой осадкой и высокой проходимостью. Они способны свободно миновать мелководье, заполненные топляком, заболоченные, заросшие камышом места, узкие излучины, крутые пороги и перекаты. Именно поэтому в наши дни каноэ пользуются высоким спросом и широко используются для туристических путешествий, спортивных мероприятий, для рыбалки, охоты, сплава, дальних походов и семейных прогулок.
Сегодня в продаже есть много разновидностей каноэ, изготовленных из композитных материалов, пластика, полиэтилена, стеклопластика, дюралюминия, ПХВ. Они имеют различную стоимость, которая нередко бывает вполне демократичной. Тем не менее, находится немало людей, желающих собрать каноэ своими руками. Впрочем, их можно понять. Самостоятельно выполненные каноэ можно подогнать под себя и под какие-то конкретные цели, в то время как лодки от производителей ориентированы на массового потребителя и нередко нуждаются в каких-то доработках. Если же лодка собирается своими руками, ее модификация продумывается до мелочей и основывается на желаниях владельца и выбранных материалах. Но для того чтобы она получилась максимально качественной, потребуются чертежи, которые можно разработать отдельно или найти в готовом виде в журналах или интернете. Какими же они бывают?
На сборку этого каноэ понадобится неструганный брус, стеклоткань, клей (эпоксидная смола), шурупы, гвозди, краска. Для того чтобы остойчивость лодки была довольно высокой, ее ширина должна быть 94 сантиметра и более, длина – от 4 метров до 6 метров.
Здесь ОЛ означает основную линию чертежа, которая проходит параллельно днищу лодки. ДП - это диаметральная плоскость, условно разделяющая площадь корпуса вдоль на две полностью симметричные части. ВЛ1 означает одну из линий, которая образуется гранью между мокрым и сухим бортом при установке каноэ на воду. ГВА – это главная ватерлиния, ЛБ – линия борта, Б1, Б2 - батоксы, 1, 2, 3, 4, 5, 6 – шпангоуты, которые создают форму поперечных обводов. Так как корпус каноэ от 6 шпангоута полностью симметричен, на чертеже представлена только половина длины лодки.
Такую модель, обшивка которой представляет собой доски или рейки, удобнее собирать по поперечным лекалам с формой, аналогичной форме шпангоутов. Их можно единожды жестко смонтировать на стапеле и потом собирать сколько угодно корпусов каноэ одинакового типа.
Сначала с чертежа на лекала переносятся все контрольные точки. Они представляют собой отметки линии ДП, основной линии корпуса, ватерлинии и линии борта. Затем на стапель крепятся лекала шпангоутов, сделанные в полном соответствии с чертежами. После этого в верхней кромке ДП протягивается струна из стальной проволоки, нужная для того, чтобы проложить отметки ДП на лекалах. Все лекала должны лежать параллельно друг другу.
На крайние лекала устанавливаются ахтерштевень и форштевень. Получается остов корпуса, имеющий контур, аналогичный обводам будущего каноэ. Если по лекалам вдоль этого остова проложить тонкую рейку, она соприкоснется с каждым лекалом только в одной точке. Это означает, что с их кромок нужно снять малку. После этого временно несколько реек-рыбин приклеивают от ахтерштевня до форштевня.
Затем готовят материал для обшивки из реек или досок, хорошо обрабатывая их кромки. Сама обшивка делается вгладь или внакрой. При обшивке внакрой на корпус накладываются отмалкованные кровки так, чтобы толщина их перекрытия была не меньше, чем толщина двух досок.
Обшивку начинают укладывать с днищевой доски. Ее кладут по ДП и соединяют со штевнями при помощи клея и шурупов. К лекалам доски крепятся гвоздями, которые прибиваются к кусочкам фанеры. По кромкам вдоль корпуса они соединяются гвоздями или небольшими шурупами. Для того чтобы соединения было герметичным, перекрой прокладывают ленту стеклоткани, пропитанную эпоксидной смолой.
После того, как обшивка будет окончена, весь временный крепеж удаляется, корпус каноэ снимается с лекал и устанавливается на кильблоки. После этого через каждый 15-30 сантиметров (зависит от размеров каноэ) вставляются рейки шпангоутов. Они изготавливаются из дуба или ясеня. Рейки плотно прижимаются к обшивке, а потом приклепываются к ней заклепками-гвоздями.
Затем по верхним кромкам бортов лодки внутри корпуса устанавливаются привальные брусья. Они придают бортам жесткость и крепятся на шурупах и эпоксидной смоле. Привальные брусья прочно скрепляют с верхними краями шпангоутов. В том случае, если планируется собирать запалубленную лодку, привальные брусья станут опорой для бимсов настила палубы. Если палубы нет, борт у каноэ накрывают планширем, края которого немного выступают наружу, а поперек корпуса устанавливают несколько распорок. Их количество зависит от длины лодки.
После такого строительства получается каноэ с легким, прочным и герметичным корпусом. Его обшивка представляет собой жесткую сплошную оболочку, элементы которой не смещаются относительно друг друга ни при каких обстоятельствах. Это обеспечивает полную водонепроницаемость корпуса. Главное, чтобы он состоял из качественной древесины, не имеющей сучков и впадин.
При желании можно построить каноэ с усовершенствованными обводами, обусловленными расположением максимальной ширины корпуса ближе к корме. Это делает более легким управление лодкой и снижает дифферент на кормовую часть, если в каноэ находится один гребец.
Чертеж каноэ
Корпус такого каноэ выклеивают на матрице, являющейся продольным набором, из полос водостойкой фанеры. Их изгибают и склеивают диагонально с помощью эпоксидной смолы в два и более слоя. Среднюю часть корпуса лодки в данном случае можно усилить слоем шпона. Каноэ строится на стапеле, который можно сделать из досок толщиной примерно 4 сантиметра. Лекала поперечных шпангоутов, сделанные точно по чертежам обводов, продольные стрингеры конструкции создаются из стандартной фанеры и реек различного сечения, выструганных из сосны.
Переносить с чертежей на фанеру форму шпангоутов и штевней нужно очень тщательно и точно обрисовывать их контуры. Штевни вырезают из водостойкой фанеры.
Чертеж деталей каркаса каноэ
А-чертеж штевней
В-чертеж сечения корпуса по шпангоутом
Киль для лодки изготавливают заранее. Его соединяют со штевнями и временно фиксируют в средних вырезах шаблонов шпангоутов с помощью шкантов. По шпангоутам раскладываются внутренние привальные брусья обоих бортов лодки. Киль и привальные брусья должны иметь плавный прогиб и быть симметричными по ДП. Они фиксируются шурупами из латуни на штевнях. Места соединений сначала промазываются эпоксидной смолой. Рейки (стрингеры каркаса) закрепляются в вырезах шпангоутов шкантами и соединяются со штевнями при помощи проволочной скрутки. После сборки всех элементов каркас лодки обрабатывают шлифовальной машинкой ленточного типа, убирая все выступающие части. Киль при этом следует скашивать. Потом выклеивают корпус.
Чертежи каноэ по технологии СиС
Самостоятельно можно построить каноэ по технологии СиС, состоящее из четырех поясов. Возьмем для примера лодку длиной 4,2 метра, шириной 97 сантиметров, высотой по борту 37 сантиметров. Ее корпус собирается из пяти листов фанеры толщиной 4 миллиметра и размерами 1,55х1,55 метра.
Чертежи каноэ по технологии СиС
Листы фанеры распиливаются пополам, склеиваются методом «на ус» три заготовки, ширина которых составляет 0,75 миллиметров, длина около 4,5 метра. Чертежи переносятся на фанеру, выпиливаются заготовки, в них по всему контуру через одинаковые расстояния высверливаются отверстия. Заготовки сшивают при помощи пластиковых кабельных стяжек. После чего проводят эпоксидной смолой первичную проклейку швов. Потом убираются все стяжки, на всех швах формируется галтель, швы дважды проклеиваются лентами стеклоткани и пропитываются горячей эпоксидной смолой. Затем каноэ переворачивают, швы зашпаклевывают, а поверхность корпуса зашкуривают. Корпус лодки оклеивают стеклотканью при помощи эпоксидной смолы. Потом делают привальные брусья, склеивают деку из обрезков фанеры, покрывают лодку краской и лаком.
Отправьте ссылку на товар – сделаем скидку!
Мы отправим sms с вашим номером менеджеру. Заявка бесплатная. Без спама.
Оставьте номер телефона – обсудим варианты сотрудничества!
Заполнив форму ниже, Вы сможете задать интересующий вопрос. Без спама.
После заполнения формы, менеджер свяжется с Вами и сообщит статус заказа. Без спама.
Оставьте номер и обсудим условия сотрудничества. Конфиденциально.
Мы отправим sms с вашим номером менеджеру и начальнику отдела продаж.
Оставьте номер для связи и получите телефон представителя.
Оставьте номер для связи и получите электронную почту.
Скидка 2 500 руб. будет учтена при выставлении счета. Время действия скидки до 13 Ноября.
Закрыть окноВаш заказ успешно оплачен
и передан в работу.
С вами свяжется менеджер
Интернет-магазина и обсудит подробности
После модерации отзыв будет опубликован. Вы сделали огромный вклад в развитие каякинга!
Закрыть окно