19 августа

Байдарка Катран

Обзор байдарки Катран

Байдарками называются маломерные суда, которые управляются двухлопастными веслами. Они имеют острые обводы и отличаются высокой маневренностью, отличной остойчивостью, большой плавучестью и проходимостью. Байдарки бывают одноместными, двухместными, трехместными и четырехместными. Они дополняются ножными упорами, удобными сиденьями, килями, приспособлениями для рыбной ловли, имеют различные модификации и разные размеры. Ряд моделей приспособлен под установку парусного вооружения, руля с педальным приводом и маломощного мотора.

Впервые европейские мореплаватели увидели байдарки у северных народностей. Они собирали их из костей или дерева, обтягивали шкурами морских млекопитающих и использовали для охоты на китов и рыбной ловли. Лодки поразили европейцев своей легкостью, маневренностью, послушностью в управлении, и они переняли конструкцию байдарок, которая потом распространилась по всему миру. В России сначала собирали деревянные байдарки, затем перешли к производству каркасно-надувных моделей, пытаясь приспособить лодки к сплаву по горным рекам. Байдарка «Катран» стала одной из первых таких моделей.


1.jpg


Конструкция байдарки «Катран»

Байдарка «Катран» состоит из дюралюминиевого каркаса, оболочки из плотного водонепроницаемого материала и баллонов из прорезиненной ткани, которые вставляются между каркасом и оболочкой. Сам каркас лодки включает в себя стрингеры, штевни, шпангоуты, привальные брусья, кильсоны, мидельвейс, фальшборты. Они состоят из гнутых трубок и секций и соединяются между собой винтами. Длина байдарки составляет 4,8 метра, ширина 80 сантиметров, вес около 20 килограмм.

Это двухместная модель с закрытой декой, острыми оконечностями и килеватым днищем. В разобранном виде она упаковывается в чехол с лямками и может доставляться на берег водоема на общественном транспорте или на велосипеде.


2.jpeg


Сборка байдарки «Катран»

Сборка байдарки «Катран» начинается с поиска ровного места, на котором не должно быть острых предметов. На нем раскладывается оболочка, рядом с ней раскладываются детали каркаса. Затем в оболочку помещаются носовой и кормовой штевни, к которым потом прикрепляются распорки. Потом к штевню носовой и кормовой части присоединяются части кильсона, шпангоуты и фальшборты. После этого рамки кильсона оттягивают на себя, опускают на оболочку и закрепляют винтами. Каркас байдарки соединился. Осталось установить сиденья и упоры, накачать баллоны, уложить их по краям каркаса, затянуть оболочку за фальшборты и прикрепить к ней деку.


3.jpg

 

Байдарки «Катран» в наше время 

Байдарки «Катран» уже давно не выпускаются, однако и сейчас есть немало их поклонников. Они нравятся людям тем, что надежны, ремонтопригодны, довольно устойчивы, обладают крепкой конструкцией и прочной фиксацией деталей каркаса. В частных объявлениях можно встретить предложения о продаже таких байдарок, а на форумах – вопросы о том, где достать для них баллоны и как обновить оболочку. Обычно новые баллоны заказывают в специализированных мастерских, оболочку выкраивают из ткани ПХВ, и байдарки «Катран» получают новую жизнь.


4.jpg

 

Ремонт байдарок «Катран»

Если в процессе эксплуатации оболочка байдарок «Катран» получила какие-то повреждения, лодку нужно вытащить на берег, снять с нее «шкуру» и хорошо высушить. Для ремонта потребуются клей, соответствующий материалу оболочки, и куски такой же ткани. Место прокола или пореза тщательно очищают от грязи, протирают ацетоном и обрабатывают мелкой наждачной бумагой. После этого из куска ткани вырезают заплату, размеры которой должны быть примерно на три сантиметра больше размеров повреждения. Поверхность латки тоже протирают тряпочкой, смоченной в ацетоне, и зачищают наждачной бумагой. Потом место повреждения и латку покрывают тонким слоем клея, дают ему высохнуть в течение десяти минут, снова смазывают обе поверхности клеем, дают ему подсохнуть минут пять-семь. Потом латку и место разрыва или пореза немного нагревают и сильно прижимают друг к другу. Для того чтобы они склеились прочно, латку следует прокатать каким-нибудь округлым металлическим предметом. Лодку после подобного ремонта можно спускать на воду примерно через двадцать часов. В том случае, когда пробоина большая, ее края сначала стягивают капроновыми нитками, делая стежки по два сантиметра. Если же такой возможности нет, латки накладывают на пробоину с двух сторон оболочки. Главное в подобном ремонте – подобрать клей именно для того материала, из которого сделана оболочка. Если он окажется неподходящим, латки очень быстро отпадут.




Выберите свой каяк:
Лучшие пакрафты
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Билюта»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Иволга»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Крохаль»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Кулик»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Перя»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Нортик»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Полюд»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Синица»
03 марта 2019
 0
Легкий пакрафт
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Соратник»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Спутник 2»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Спутник»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Стрела»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Танк»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Тритон 290»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Тритон 295»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Тритон»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Тунгус 3»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Тунгус»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Хант»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Эскимос»
03 марта 2019
 0
Пакрафт «Якут»
03 марта 2019
 0
Пакрафт Black pike
03 марта 2019
 0