Советские палатки

Обзор советских палаток

Первые палатки в СССР изготавливались из плотного и прочного брезента, имели форму конуса, домика, односкатную или двускатную крышу. Изделия могли укомплектовываться:

• Стойками для каркаса;

• Металлическими колышками;

• Отдельным полом.

О москитной сетке в те времена приходилось только мечтать. Существовали палатки с небольшим окошком, дверями, застегивающимися на пуговицы и петли. Самыми распространенными являлись двускатные бескаркасные модели, которые использовались и для охоты, и для рыбалки, и для туристических походов.

Очень популярными в СССР были военные плащ-палатки с люверсами, способные превращаться в накидку, защищающую от дождя. Они создавались из крепкого водонепроницаемого материала и обладали одной уникальной способностью – возможностью регулировки вместительности при помощи увеличения или уменьшения высоты.

Среди туристов-экстремалов были востребованными палатки «Памирки», которые переносили сильный ветер, проливные дожди, низкие температуры. Тогда они казались самыми надежными для походов в горы и по местам с холодным климатом. Модели действительно всегда оправдывали ожидания. Они хорошо сохраняли тепло, выдерживали сильный ветер, весили от 3 до 6 килограмм  и могли переноситься на руках на приличные расстояния.

В семидесятых годах прошлого столетия появились первые палатки-багажники под названием «Скиф». В сложенном состоянии они укладывались на крышу автомобиля, имели мягкий пол, окошко, яркий дизайн и оснащались тонкой москитной сеткой. Палатки дополнялись прицепом и устанавливались вокруг него. В прицепе можно было установить кухонный блок с портативным холодильником, газовой плиткой и раковиной. Модели вмещали от двух до четырех человек.

В последние годы советская промышленность стала выпускать палатки из облегченных водостойких материалов. Они обладали каркасами, различными расцветками, москитной сеткой, непромокаемым полом. В линейки вошли высокие шатры с убирающейся передней стенкой, в которых можно было поместить целую компанию. Однако привычные брезентовые палатки все еще оставались самыми востребованными из-за низкой цены и простоты установки. Новая конструкция каркаса была для советских туристов непривычной и казалась сложной.




Особенности советских палаток

Советские палатки из брезента хорошо пропускали воздух, отлично держали тепло и не промокали даже при сильных ливнях, если не дотрагиваться до стенок и потолка. Вода скапливалась в наружных слоях материала и при легких прикосновениях начинала просачиваться внутрь. Все поклонники отдыха на природе это знали и во время дождя старались держаться подальше от внутренних поверхностей.

Чтобы конструкция выдерживали длительные осадки, обильные снегопады, ее нужно было хорошо натянуть. Это не всегда удавалось сделать без труда. На крыше тента оставались складки. Вода и снег собирались в них, палатки провисали и могли упасть при сильных порывах ветра.

Не все модели оснащались колышками. Поэтому часто перед установкой конструкций их приходилось выстругивать из веток деревьев или заранее готовить. Многие палатки весили 11-12 килограмм, и нести их приходилось в пеших походах вдвоем. В сериях были варианты с оттяжками из пеньковой веревки, которая быстро намокала и долго сохла.

К достоинствам советских палаток можно отнести:

• Долговечность. Некоторые из моделей сохранились в прекрасном состоянии и сейчас;

• Устойчивость к ультрафиолету, агрессивным средам;

• Отсутствие конденсата. Брезент – дышащий материал, обеспечивающий естественную вентиляцию, не допускающую скапливания испарений на поверхности ткани;

• Огнестойкость. Брезент не плавится и не воспламеняется от попавших искр.

Компании-производители палаток в СССР

Палатки в СССР изготавливали многие предприятия. Они выпускались не только на специализированных комбинатах, но и на заводах, работающих в сфере тяжелой промышленности. В частности, этим занимался Долгопрудненский машиностроительный завод, созданный на основе организации «Дирижаблестрой» в 1951 году. Сначала он собирал истребители и отвечал за разработку зенитных ракет. Позже на территории завода появился швейный цех, выпускающий палатки для военных нужд и для туризма.

Сегодня сложно сказать, какое предприятие в СССР было передовым в области туристического снаряжения. Палатки шились на фабрике «Красная звезда», на комбинате имени Карла Маркса в Долгопрудненске. Они изготавливались в цехах на военных заводах, в конструкторских бюро. Самыми распространенными моделями в СССР были:

Скиф. Это двухместные-четырехместные палатки для автомобильного туризма с внутренним прицепом и тентом, изготовленным из полиамида. Они обладали двускатной крышей и дверями, которые в жаркие дни могли прикрепляться к верху. Вес моделей достигал 8 килограмм, высота 1,6 метра.

Памирка. В серию входили экстремальные палатки, которые можно было использовать для альпинизма, путешествий по заснеженным просторам Камчатки и Заполярья. Они дополнялись защитными юбками, внутренними отделениями, имели дымоход. Высота палаток достигала 1,1 метра, вес колебался от 3 до 4,5 килограмм.

Москвичка. Серии состояли из классических двускатных палаток в форме домика, которые укомплектовывались штормовыми оттяжками, стальными разборными стойками, металлическими колышками. Высота палаток составляла от 1 метра до 1.2 метра, вес от 4 килограмм до 6 килограмм.

Турист. Это облегченные палатки для использования в теплое время года, которые дополнялись москитными сетками и обладали небольшими окошками. Их высота составляла 1,3 метра, вес 3,5 килограмма.




Еще статьи

Зимние спальные мешки
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Век
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Snugpak
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Salewa
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Outwell
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Outventure
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Norfin
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Nordway
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Naturehike
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Freetime
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Fox Vrs
19 августа 2020
 0
Спальные мешки BalMax Alaska
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Trek Planet
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Quechua
19 августа 2020
 0