Байдарки Салют

04 августа
Обзор байдарок Салют

Байдарки «Салют» являются ветеранами российских разборных байдарок, которые одними из первых появились на отечественном рынке. Байдарки изготавливались на московском предприятии «Салют», пользовались огромным спросом и остаются довольно популярными среди определенной категории водников до сих пор. Модели предназначены для дальних походов и туристических путешествий по водоемам с гладкой водой, но хорошо показали себя при сплаве по порожистым рекам невысокой сложности.

1.jpg

Особенности байдарок «Салют»

Байдарки «Салют» - это разборные модели, укомплектованные рулевым управлением. В первоначальном виде их оболочка делалась с днищем прорезиненной ткани и декой из брезента, сейчас ряд компании выпускает «шкуру» для лодок «Салют» из плотной ткани ПХВ.

Каркас моделей включает в себя деревянные фальшборта и деревянный кильсон. Остальные его элементы – стрингеры, шпангоуты, привальные брусья, штевни – изготовлены из прочного металла. На данный момент существуют двухместные и трехместные модели байдарок «Салют». Двухместные варианты имеют один средний незамкнутый шпангоут, трехместные – два таких шпангоута.

Руль моделей располагается на их кормовой части и соединяется шнурами с педалями, находящимися перед передним посадочным местом. При необходимости их можно переставить на шпангоут перед кормовым посадочным местом. Рулевое управление на байдарках «Салют» позволяет значительно экономить силы при длительных дальних переходах и обеспечивает ее курсовую устойчивость при полной загрузке.

Модели обладают полными носовыми обводами и заостренными штевнями. Это дает возможность уверенно идти вперед на волнах и при встречном ветре. Лодки укомплектовываются разборными веслами с водосбрасывающими кольцами и резины и лопастями, которые можно устанавливать под прямым углом или  параллельно друг другу. Лодки дополняются защитными фартуками, емкостями непотопляемости, страховочной обвязкой и стяжными тросами под декой, существенно увеличивающими  жесткость корпуса и улучшающими маневренность байдарок.

2.jpg

Виды байдарок «Салют»

На сегодняшний день существует две разновидности байдарок «Салют». Это двухместная модель «Салют М-4,7» и трехместная модель «Салют М-5,2». В середине трехместного «Салюта» находится продольная каркасная вставка, позволяющая установить третье сиденье. В этом варианте можно расположить два посадочных места так, чтобы гребцы сидели лицом к корме. Это помогает увеличить скорость лодки. Длина модели «Салют М-4,7» составляет 4,7 метра, ширина 90 сантиметров, вес 30 килограмм, грузоподъемность 250 килограмм. Модель «Салют М-5,2» имеет длину 5,2 метра, ширину 99 сантиметров, вес 35 килограмм, грузоподъемность 350 килограмм.

3.jpg
 

Сборка каркаса байдарок «Салют»

Сборка байдарки «Салют» не содержит особых сложностей. Ее каркас состоит из продольного бимса, шпангоутов, расчалки, удлинителей, фальшборта и корыта фальшборта, кильсона, форштевня, стрингера, привального бруса. В него входит также спинка кокпита, сиденья со спинками и система рулевого управления с педалями. Шпангоуты моделей пронумерованы., на других элементах есть отметки «нос» и «корма».

Для сборки лодки нужно найти ровное место без песка, камней, острых предметов, и разложить на нем все детали каркаса. Потом берут носовой кильсон и ставят так, чтобы его накладки оказались вверху. К нему присоединяют носовой штевневый блок. Для этого следует немного приподнять кильсон, свести концы реек на нем и блоке, завести пуговицы штевня в паз на кильсоне и провернуть так, чтобы шпильки штевня зашли в паз до упора.

Затем соединенный блок с кильсоном и штевневым блоком опускают и с двух сторон от штевня раскладывают привальные брусья и стрингеры. Берут шпангоут №1 и разворачивают его под углом 90º к рейкам кильсона. Кронштейны, имеющиеся на шпангоуте, должны быть направлены к носовой части лодки.

После этого на крайней, расположенной возле носа байдарки накладке кильсона закрепляют шпангоут №2 с помощью заведения его нижнего фиксатора в поперечный паз кильсона. Его вставляют так, чтобы проточка на фиксаторе не до конца вошла в продольный паз. Потом шпангоут приподнимают, проворачивают, и заводят второй фиксатор в другое отверстие на кильсоне, обладающее продольным пазом.

Затем на кронштейнах первого и второго шпангоута закрепляют привальные брусья и стрингеры. Они вводятся в пазы кронштейнов шпангоутов. Затем из внутренней части продольного бимса выводится удлинитель и крепится на верхнем фиксаторе второго шпангоута, расположенном посередине. Потом внизу двух остальных верхних фиксаторов второго шпангоута закрепляются концы рачалок. Носовая часть каркаса байдарки «Салют» готова.

Кормовая часть каркаса собирается так же из кормового блока штевнев, кормового кильсона, четвертого и пятого шпангоутов. Кронштейны этих шпангоутов должны быть отогнуты к корме.

4.jpg

Окончательная сборка байдарки «Салют»

После того, как носовая и комовая часть байдарки будут собраны, на ровном месте расстилают ее оболочку, хорошо расправляют и вставляют на нос и корму соответствующие половинки каркаса так, чтобы они вошли как можно дальше. Потом встают в середину байдарки и вставляют обе части каркаса до края деки при помощи упора рук в шпангоут №2 и шпангоут №4. Оболочка должна ровно лечь на все секции каркаса так, чтобы отверстия на ней расположились напротив фиксаторов второго и четвертого шпангоута.

Затем упираются коленями в шпангоут №2 или шпангоут №4, за петлю, имеющуюся на деке, подтягивают оболочку на секцию каркаса до тех пор, пока отверстия на ней не встанут на фиксаторы шпангоутов. Потом сходят с оболочки и приступают к соединению кильсона. Для этого нужно ввести рейку кильсона на корме в корыто кильсона на носу. А затем, плавно нажимая, выпрямить кильсон и распереть оболочку так, чтобы она хорошо обтянула все штевни. При этом необходимо поправлять под оболочкой стрингеры и привальники, иначе они могут согнуться или сломаться.
Потом фиксируют положение кильсона крючками, находящимися на его центральных верхних корытах, и запирают нижние корыта, используя оси, обладающие пуговицами.

Затем на кильсон монтируют шпангоут №3, совмещают концы привалов и стрингеров в носовой и кормой части каркаса и соединяют их втулками. Потом наступает очередь сборки фальшбортов. Носовой и кормой фальшборты устанавливают на фиксаторы, имеющиеся на расчалках второго и четвертого шпангоута, и закрепляют их крючками. Левый и правый фальшборта рекомендуется монтировать одновременно. После того, как они будут установлены, надо заправить деку в пазы фальшбортов, начиная от носовой и кормой части и продвигаясь к середине лодки. Потом соединяют края фальшбортов корытами, закрывают их крючки и устанавливают в гнезда на фальшбортах спинки для переднего и заднего посадочного места.

Затем на спинку кокпита устанавливаются планки с застежками «репейник», которые закрепляются с помощью винтов с гайками. Посте этого спинка кокпита помещается на положенное ей место, закрывается крючками, к ней крепится задний клапан деки. Потом на кильсон монтируются сиденья так, чтобы их скобы обхватывали планки кильсона. После этого на оси фиксатором закрепляется перо руля, которое штуртросами соединяется с педалями и рулевым баллером. Штуртросы на байдарках «Салют» представляют собой ленты с монетами. Этими монетами можно отрегулировать длину штуртросов. Осталось привязать к проушине на рулевом пере шур, нужный для того, чтобы поднимать перо, продеть его через отверстие, имеющееся в баллере и собрать весла. Байдарка готова к эксплуатации.

Байдарки «Салют» имеют длинную историю развития, но, несмотря на то, что сейчас появилось очень много новых разновидностей байдарок, они и сегодня активно используются для путешествий, дальних походов, для рыбалки и водных прогулок. Это надежные, удобные в управлении лодки, которые можно модифицировать, ремонтировать, совершенствуя конструкцию и продлевая срок их службы. В разобранном виде они помещаются в небольшой рюкзак, могут доставляться до водоемов на общественном транспорте и храниться в подсобных помещениях типовых квартир.



Еще статьи

Зимние спальные мешки
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Век
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Snugpak
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Salewa
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Outwell
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Outventure
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Norfin
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Nordway
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Naturehike
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Freetime
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Fox Vrs
19 августа 2020
 0
Спальные мешки BalMax Alaska
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Trek Planet
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Quechua
19 августа 2020
 0