Байдарки

04 августа
Обзор байдарок

Байдарки – это узкие длинные лодки, изобретенные в незапамятные времена народами Севера для промысла и морских путешествий. Тогда они представляли собой остов из костей или дерева, обтянутый шкурой животных. Сегодня выпускается очень много вариантов различных байдарок, которые активно используются в спорте, туризме, для рекреационных прогулок, рыбалки, охоты, сплава. Лодки управляются двухлопастными веслами, снабжаются ножными, коленными, бедренными упорами, обладают отличной остойчивостью, превосходной маневренностью, высокой плавучестью и большой проходимостью.

1.jpg

Виды байдарок

Байдарки бывают сплавными, морскими, спортивными, туристическими, рыбацкими. Они имеют различные характеристики, габариты, разную конструкцию, обладают всевозможной оснасткой. Модели могут дополняться рулем, педалями, плавниками, парусным вооружением и делятся на цельнолитые, надувные, разборные.
Цельнолитые байдарки изготавливаются из полиэтилена, особо прочного пластика, композитных материалов. Они могут вмещать от одного до трех гребцов, отличаются большой прочностью, легким весом и применяются в гребном слаломе, для сплава, путешествий по просторным акваториям. Это долговечные устойчивые модели, которые выдерживают мощные удары, резкие перепады температур, влияние агрессивных сред.
Разборные байдарки имеют каркас и оболочку (шкуру). Каркас включает в себя стрингеры, привальные брусья, фальшборты, штевни, шпангоуты. Между оболочкой и каркасом помещаются емкости непотопляемости, обеспечивающие лодке высокую плавучесть. Такие байдарки используются в туристических путешествиях, для сплава по рекам средней сложности, для рыбалки, охоты, семейных прогулок. 
Надувные модели состоят из баллонов, которые помещаются в оболочку из плотной водонепроницаемой ткани. Они дополняются сливными клапанами, страховочной обвязкой, упорами, обладают большой вместительностью и часто применяются для длительных экспедиций, для рыбной ловли и водной охоты.

2.jpg

Основное отличие байдарок от стандартных гребных лодок

Сегодня выпускается множество разновидностей байдарок, ориентированных на конкретные цели эксплуатации. Они обладают грузоподъемностью до 450 – 500 килограмм, имеют длину до 5 метров и ширину до 1,2 метра. Узкие, длинные и остроносые байдарки способны свободно двигаться там, где обычная гребная лодка не продвинется. Они проходят мелководье, извилистые излучины, заболоченные и заросшие тростником места, развивая при этом приличную скорость.
Это практичные лодки, которые без усилий доставляются к месту спуска на воду, переносятся по суше и не требуют много места для хранения. Они дополняются грузовыми отсеками, в которых можно перевозить палатки, запас воды, продукты и все необходимые вещи. Байдарки имеют удобные ручки для переноски и укомплектовываются тросами для повышения безопасности. Модели для рыбалки и охоты укомплектовываются держателями для удилищ, эхолотами, компасом, подстаканниками, поворотными панелями. Варианты для семейных прогулок обладают откидными сиденьями для детей и подставками для бутылок.
На рынке представлены байдарки с посадкой «сит ин» и посадкой «сит он топ». Модели «сит ин» имеют кокпит в форме замочной скважины, закрытую деку, фартуки и юбки из неопрена. Они подходят для плаванья в холодную погоду, хорошо защищены от брызг, могут долгое время сохранять в кокпите тепло благодаря полностью герметичной деке. Модели с посадкой «сит он топ» обладают открытой палубой и предназначены для эксплуатации в жаркое время года.

3.jpg


Как сидят в байдарках

Пяточные упоры в байдарках обычно регулируются по росту гребцов и размещаются так, чтобы люди могли без усилий управлять лодкой при движении вперед. Они амортизируют удары, оберегая стопы от травм, которые можно получить при столкновении с камнями или при преодолении порожистых рек. Коленные и бедренные упоры обеспечивают жесткую фиксацию корпуса гребца, необходимую для управления байдаркой на поворотах. В ряде моделей присутствуют спинные упоры, предупреждающие соскальзывание гребцов назад.
Люди сидят в байдарках на анатомических сиденьях, вытянув ноги вперед. Положение упоров подбирается под телосложение каждого гребца. Он должен чувствовать движения байдарки и управлять лодкой ногами. Чтобы она не давала крен, человеку нужно сидеть так, чтобы его линия позвоночника всегда проходила строго под прямым  углом к поверхности воды. Иначе судно будет постоянно уходить с курса и наклоняться.

4.jpg

Методы посадки в байдарку и высадки из нее

Гребцы садятся в байдарку, когда она уже спущена на воду на глубине более двадцати сантиметров. Лодку разворачивают так, чтобы она носом была направлена вниз по течению реки. При посадке ноги можно ставить исключительно на толстые трубки конструкции. Опираться ими на оболочку или перемычки кильсонов нельзя.
Сначала гребцы укладывают весла на корпус байдарки поперек него перед передними и задними сиденьями. Человек, находящийся у кормы, держит лодку за борта, тот, кто стоит возле носовой части, берется за борта, заносит в кокпит поочередно правую и левую ноги, садится на место. После этого он упирается веслом в дно водоема и дает возможность сесть в байдарку другому гребцу.

5.jpg

Способ гребли на байдарках


Байдарочное весло представляет собой конструкцию из горлышка, черенка, рукоятки и двух лопастей. Лопасти находятся перпендикулярно друг другу и соединяются между собой через черенок и горлышко. Весла бывают разной длины, которая зависит от роста человека и длины его рук. Гребцы захватывают их так, чтобы расстояние между ладонями равнялось расстоянию между локтями в разведенном положении.
Сам процесс гребли на байдарках является замкнутым. Гребцы поворачивают в сторону каждого гребка то одно, то другое плечо примерно на угол 45º-50º. Рука, которая в этот момент находится внизу, вытягивается вперед, рука, располагающаяся на верхней части весла, сгибается в локте, который поднимается до уровня плеча. Гребец опускает нижнюю руку, верхняя рука в этот момент разгибается и двигается вперед и вверх. Весло должно входить вводу под углом около 45º. Оно проводится под водой до тех пор, пока корпус человека не повернется на 45º. Затем гребец вынимает весло из воды, разворачивается, переносит его через борта лодки, меняет нижнюю и верхнюю руки и повторяет гребок с другой стороны лодки.

6.jpg

Морские байдарки

Байдарки подходят для походов по любым водоемам, в том числе и по морским акваториям. Морские модели отличаются формой корпуса, у которого нос и корма являются приподнятыми и немного закругленными. Они способны с легкостью преодолевать большие волны и следовать по курсу при сильных порывах встречного и бокового ветра.
Байдарки подходят для длительных путешествий и для кратковременного отдыха. Они обладают двумя и более багажными отсеками, часто оборудуются рулем с педальным приводом и скегом (выдвижным килем). Лодки имеют острые обводы, килеватое днище, могут перевозить много багажа и развивать приличную скорость. Они обладают очень высокой маневренностью, устойчивостью и оснащены всем необходимым для комфортных продолжительных походов. Такие байдарки подходят для семейных прогулок и экспедиций.

7.jpg

Байдарки для сплава

Сплавные байдарки имеют уплощенное дно, плавные обводы, немного закругленные нос и корму. Среди них есть цельнолитые, разборные, каркасно-надувные и надувные модели. Они ориентированы на реки разной сложности, укомплектовываются фартуками, юбками, имеют вместительные багажные отделения и укороченные весла. Одноместные литые модели обычно используются для однодневных походов по бурным рекам с крутыми порогами. Двухместные, трехместные разборные и надувные лодки подходят для рек любой сложности и для продолжительных походов. Они имеют высокую проходимость, отличаются верткостью, могут перевозить много багажа при небольшом весе. Такие байдарки имеют открытую или закрытую деку, укомплектовываются защитными фартуками, юбками, дополняются съемной декой и герметичными люками.

8.jpg

Спортивные байдарки

Спортивные байдарки предназначены для соревнований по гребле и являются неразборными. Модели для спокойной воды обладают более узким и длинным, чем у других моделей, корпусом, могут  набирать большую скорость, изготавливаются из многослойного полиэтилена, стеклопластика и углепластика. Такие байдарки бывают одноместными, двухместными и четырехместными. Они снабжаются специальными сиденьями – сляйдами и рулевыми рычагами, расположенными над упорами для ног. Рычаги связаны тонкими тросами, выполненными из стали, с рулевыми лопастями.
Байдарки для гребного слалома на бурной воде имеют уплощенное дно, меньшую, чем у других спортивных моделей, длину и увеличенную ширину. Это необходимо для того чтобы чтобы гребцы могли удерживаться в лодке в мощном потоке воды. Существуют морские спортивные модели, у которых нет коленных упоров. На них нельзя делать эскимосский переворот, однако можно гораздо эффективней использовать ноги. На таких моделях не устанавливаются юбки, но посадочные места хорошо изолированы от попадания воды. В подобных моделях обязательно присутствуют дренажные отверстия и большой руль, размещенный на передней части кормы. Морские спортивные лодки такие же узкие, как и модели для соревнований на гладкой воде, но длина их больше и достигает 6,5 метров.

9.jpg

Техника безопасности при плаванье на байдарке

Байдарки являются верткими, послушными в управлении маломерными судами, которые могут быть небезопасными при несоблюдении правил эксплуатации. Гребцам в первую очередь надо позаботиться о спасательных жилетах даже в том случае, если запланирована кратковременная прогулка на два-три часа. Опасность переворотов есть всегда, и даже если человек умеет хорошо плавать, в бурной воде ему придется трудно.
В байдарках не следует подниматься во весь рост или перегружать борта, облокачиваясь на них. Весь багаж в лодке необходимо уложить в гермоупаковки и тщательно закрепить. В противном случае они утонут или намокнут, будут кататься по дну и не дадут удерживать лодку в равновесии.
Маршруты перед походами на байдарках нужно тщательно планировать и проверять, иначе можно неожиданно попасть на водовороты и крутые пороги. Однако такое бывает и на проверенных маршрутах. Пугаться и паниковать нельзя. В целом, перед каждым путешествием на байдарках надо старательно проработать правила поведения на порогах, чтобы не перевернуться на них и не повредить лодку. Первое правило – внимательно следить за поверхностью водоема и при появлении на ней бурунов приготовиться к преодолению серьезного препятствия. Буруны означают близкое расположение камней к поверхности и заставляют гребцов маневрировать так, чтобы байдарка прошла по гребням. При этом нельзя допускать, чтобы лодка пошла на камни бортом, потому что она перевернется.
Вообще, если препятствия стали заметны заранее, а опыта их прохождения нет, лучше высадится на берег и перенести байдарку на руках или изменить ее курс. Тогда же, когда порог появился уже в метре от лодки, нужно всеми силами попытаться, чтобы она не попала на него килем. Необходимо сделать два-три сильных гребка с той стороны, которая противоположна камню, затем два-три гребка с другой стороны, вернуть лодку в прежнее положение и отправить по течению. Если же байдарка налетела на осколок скалы или камень, нужно упереться веслом в дно и попробовать снять ее. На небольшой глубине лучше выйти из судна, а потом снять его с камня. Главное, чтобы байдарка не налетала на препятствия боком. В целом, перед любым путешествием на таких лодках целесообразно потренироваться и отработать навыки эскимосского переворота. Это станет своеобразной страховкой от всех неожиданностей.



Еще статьи

Зимние спальные мешки
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Век
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Snugpak
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Salewa
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Outwell
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Outventure
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Norfin
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Nordway
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Naturehike
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Freetime
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Fox Vrs
19 августа 2020
 0
Спальные мешки BalMax Alaska
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Trek Planet
19 августа 2020
 0
Спальные мешки Quechua
19 августа 2020
 0