Байдарками называются узкие и длинные гребные лодки, созданные сотни лет назад аборигенами Арктики. Изначально они делались из костей или дерева, обтянутых шкурами морских млекопитающих. Они применялись для рыбалки, охоты, дальних походов и были легкими, маневренными и вместительными. Эти качества сделали байдарки очень популярными и сегодня. Сейчас их производят из пластика, композитных материалов, полиэтилена, прочного многослойного ПХВ, и применяют для охоты, рыбалки, для туристических путешествий, экспедиций, дальних походов. Современные байдарки вмещают от одного до четырех гребцов и бывают разборными, цельнолитыми и надувными.
Байдарки, которые существуют сейчас в продаже, значительно отличаются от своих далеких предков. Литые модели представляют собой легкие высокопрочные маломерные суда с удобным кокпитом, пластиковыми сиденьями анатомического типа, страховочной обвязкой, герметичными багажными отсеками, упорами для ног, открытой или закрытой декой. Это лодки с посадкой «сит ин» или «сит он топ», которые используются в основном для спортивных мероприятий, для сплава по бурным рекам разной сложности, для туристических путешествий.
Разборные байдарки состоят из дюралюминиевого каркаса и оболочки из плотной ткани ПХВ. Каркас включает в себя штевни, шпангоуты, привальные брусья, кильсон, фальшборты, стрингеры, собирающиеся в одну конструкцию с помощью крепежных элементов. Это удобные в эксплуатации лодки, которые можно в разобранном виде доставлять к водоему на общественном транспорте и использовать для рыбалки, водной охоты, экспедиций, семейных прогулок, рекреационного отдыха, сплава по относительно спокойным горным рекам.
Надувные байдарки отличаются малым весом, поворотливостью, высокой маневренностью и плавучестью. Они состоят из надувных баллонов, помещающихся в оболочку их ПХВ, оснащаются надувными сиденьями, креплениями для удилищ, держателями для бутылок, имеют вместительный кокпит и применяются обычно лдля сплава, рыбной ловли, охоты и рекреационного отдыха.
Деревянные байдарки в наше время встречаются довольно редко и в промышленных масштабах не выпускаются. Однако есть немало людей, которые собирают такие модели своими руками и пользуются ими много лет. Это имеет свои преимущества. Во-первых, деревянная байдарка, созданная самостоятельно, обходится дешевле литой и разборной. Во-вторых, ее можно сделать под собственные задачи, смоделировав конструкцию и габариты именно под них.
Деревянные байдарки собираются на стапелях, которые изготавливаются из брусков. Обычно это каркасные модели, обтянутые оболочкой из плотной водонепроницаемой ткани. Для сборки лодки потребуются чертежи. Их можно разработать самостоятельно или найти в журналах либо в интернете и подогнать под собственные нужды. Один из вариантов такой байдарки – лодки с каркасом из фанерных элементов, имеющие небольшой вес и компактные габариты. Их можно использовать для рыбной ловли, водных прогулок, длительных походов по водоемам без крутых порогов.
Что касается чертежей, то они должны быть очень подробными, включающими размеры всех деталей и точное место их расположения. Элементы каркаса представляют собой шпангоуты, секции кильсона и фальшбортов, части привальных брусьев, шпангоуты, стрингера, мидельвейс. Они изготавливаются из фанеры, сосновых планок и планок из лиственницы. Для сборки лодки понадобится фанера толщины 5, 7, 9 миллиметров и сухая древесина мелкослойного типа. Для соединения ее элементов потребуются листовой дюралюминий толщиной 1, 1,5, 2,3, 4 миллиметра, шурупы с антикоррозийным покрытием, металлический прут диаметром 8 миллиметров, заклепки из алюминия. Для оболочки нужна ткань ПХВ цельным куском. К примеру, для лодки, длина которой составляет четыре метра, ширина около 80 сантиметров, надо приготовить около пяти метров такого материала. Из него потом будет выкраиваться оболочка и дека. Кроме того, следует приготовить резиновый шнур диаметром 0,5 сантиметра, длиной 1,5 метра и шланг диаметром четыре сантиметра и длиной два метра.
В каркас деревянной байдарки, длина которой составляет четыре метра, входят два штевня, четыре стрингера, пять шпангоутов, четыре секции кильсона, две секции привальников, части фальшбортов, мидельвейс. Между собой они крепятся специальными замками, концевыми планками, планками из дюралюминия, шурупами с антикоррозийным покрытием, заклепками и язычками.
Для того чтобы собрать мидельвейс и кильсон, понадобятся угольник, поперечные рейки из фанеры, боковые и средние деревянные планки, алюминиевые накладки. Фальшборты и мидельвейс соединяются с помощью алюминиевых скоб. Стрингера к шпангоутам тоже крепятся скобами. Фальшборты на корме делаются из частей фанеры и собираются с использованием защелок, дюралюминиевых угольников и скоб. Секции кильсона соединяются шурупами и дюралюминиевыми защелками.
Для того чтобы сделать стрингера деревянной байдарки длиной 4 метра, нужно выпилить по чертежам заготовки в количестве шестнадцати штук. После того, как они будут готовы, на восемь штук заготовок с одного конца заклепками присоединяют язычки, с другого тоже заклепками крепят замки. Остаются еще восемь заготовок. Их разделяют пополам. На одной половине крепят язычки, на другой – замки.
Потом по чертежам выпиливают привальные брусья и прикрепляют к ним заклепками язычки и замки из дюралюминия. После этого наступает очередь сборки кильсона деревянной байдарки. Он состоит из трех вертикальных реек и поперечных планок, которые их соединяют. На среднюю рейку с одной стороны устанавливаются язычки, с другой стороны замки. На сторонах реек, расположенных на концах кильсона, заклепками крепятся замки и язычки так, чтобы они находились напротив соответствующих им замков и язычков.
Кильсон собирают на какой-нибудь ровной поверхности. Сначала на ней отмечают карандашом или маркером осевую линию, а потом чертят места размещения шпангоутов над центром кильсона. Потом по разметке укладывают рейки кильсона, которые соединяют замками и язычками, а затем поперечными планками. Все эти детали выпиливаются из фанеры толщиной пять миллиметров. Длина поперечных планок составляет 2 метра, ширина 2,5 сантиметров. Планки приклеиваются к рейкам эпоксидной смолой, а потом закрепляются шурупами.
Когда кильсон будет собран, его приподнимают за бока и переносят на мидельвейс. Уложить кильсон нужно так, чтобы его средняя часть оказалась под алюминиевой накладкой мидельвейса. Потом эту среднюю часть обрезают по алюминиевой накладке, а боковые секции кильсона обрезаются с отступом на 12 сантиметров от нее. После чего по имеющимся в наличии чертежам из фанеры, толщина которой составляет 9 миллиметров, выпиливают штевни. Их закрепляют на кильсоне с помощью заклепок.
Затем наступает очередь изготовления шпангоутов. Их делают из дюралюминиевых труб с диаметром 15 миллиметров. Секции шпангоутов соединяются между собой вставками из дюралюминия, которые дополняются заполнителями из фанеры диаметром 5 миллиметров. После сборки на верх второго и четвертого шпангоута эпоксидной смолой приклеивают большую и маленькую скобу. На верх оставшихся шпангоутов приклеивают маленькие скобы. К большим скобам крепится мидельвейс, к маленьким скобам присоединяются стрингеры. К кильсону шпангоуты присоединяют вертушками.
После сборки кильсона, мидельвейса, шпангоутов, кильсона, стрингеров приступают к монтажу привальников. Для этого к брусьям приклеиваются планки, которые закрепляют на среднем шпангоуте шурупом, сначала высверлив отверстие. После того, как привальные брусья будут готовы, на мидельвейсе закрепляют замок с крючком, на штевнях деревянной байдарки устанавливают язычки. Потом заклепками закрепляют концы привальных брусьев с мидельвейсом и стрингерами, после чего закрепляют их на штевнях.
Затем монтируют фальшборты лодки. Его боковые секции выпиливают по чертежам и приклеивают к каркасу водостойким клеем (эпоксидной смолой). В нижней части конструкции делается паз, который нужен для того чтобы протянуть шнур деки. В носовой части лодки фальшборта соединяются веревочными или проволочными петлями. Для соединения со шпангоутами в них прорезают отверстия. Она должны вмещать в себя большие скобы, расположенные на верхней части второго и четвертого шпангоута. После того, как эти скобы зайдут в секции фальшборта, к нему заклепками и дюралюминиевыми уголками присоединяют задник.
Оболочку для деревянной байдарки следует выкраивать из плотной водонепроницаемой ткани (лучше ПВХ). Длина куска такой ткани для четырехметровой лодки составляет примерно 4,5 метра, ширина – не меньше 95 сантиметров. Весь кусок изначально следует наложить на днище деревянного каркаса. Потом его прошивают капроновыми нитками по краям по линиям, заходящим за привальные брусья. Стежки делают по 1-1,5 сантиметров. После этого в оболочке прорезают боковую, носовую часть, после чего ее обрезают по штевням. Для повышения ее прочности и водонепроницаемости в носовой и кормовой части ткань усиливают с помощью резинового шланга. Его надо разрезать вдоль пополам, а потом приклеить специальным клеем внутри и снаружи оболочки, заправив за штевни.
Когда оболочка деревянной байдарки будет усилена, ее бока в верхней носовой и кормовой части раскраивают для изготовления деки. Для деки понадобится четыре куска такой же ткани, из которой сделана оболочка. Это две средние и две крайние части. По всему периметру двух средних частей вшивают резиновый шланг, нужный для того чтобы натянуть деку на фальшбортах. Сначала ее пришивают к оболочке, потом шов проклеивают лентами водонепроницаемого материала. После этого края деки заводят в пазы, имеющиеся на фальшборте, и тщательно затягивают, используя резиновый шланг. На этом строительство деревянной байдарки практически заканчивается. Нужно только будет еще подобрать сиденья, которые могут быть надувными или пластиковыми, и выпилить упоры для ног. Сиденья закрепляют овальными планками из фанеры. Упоры для ног тоже делают из фанеры. Из нее сначала выпиливают доску, ширина которой составляет 18 сантиметров, длина 24 сантиметра, а потом ее закрепляют на втором шпангоуте проволокой. После этого получается готовая деревянная байдарка.
Отправьте ссылку на товар – сделаем скидку!
Мы отправим sms с вашим номером менеджеру. Заявка бесплатная. Без спама.
Оставьте номер телефона – обсудим варианты сотрудничества!
Заполнив форму ниже, Вы сможете задать интересующий вопрос. Без спама.
После заполнения формы, менеджер свяжется с Вами и сообщит статус заказа. Без спама.
Оставьте номер и обсудим условия сотрудничества. Конфиденциально.
Мы отправим sms с вашим номером менеджеру и начальнику отдела продаж.
Оставьте номер для связи и получите телефон представителя.
Оставьте номер для связи и получите электронную почту.
Скидка 2 500 руб. будет учтена при выставлении счета. Время действия скидки до 3 Ноября.
Закрыть окноВаш заказ успешно оплачен
и передан в работу.
С вами свяжется менеджер
Интернет-магазина и обсудит подробности
После модерации отзыв будет опубликован. Вы сделали огромный вклад в развитие каякинга!
Закрыть окно