26 февраля

Конструкция и устройство байдарки

Конструкция и устройство байдарки.

Байдарки представляют собой легкие маневренные маломерные суда преимущественно гребного типа, в основу конструкции которых положены древние лодки северных народностей. Изначально они создавались из костей, связанных китовых усом и обтянутых шкурами морских млекопитающих. Современные байдарки изготавливаются из полиэтилена, пластика, композитов, дюраля, фанеры, специальной армированной ткани, представлены в надувных, разборных и монолитных вариантах, управляются двухлопастными веслами и обладают вытянутой формой с острыми кормой и носом.

Разборные модели состоят из каркаса и оболочки из ткани с покрытием ПВХ с встроенной в нее декой. Они имеют кокпит, анатомические сиденья, упоры для спины, стоп, коленей и бедер и включают в себя привальные брусья, стрингеры, штевни, мидельвейсы, шпангоуты, фальшборты, штевни, пиллерсы. Каркас таких байдарок представляет собой либо секции из дюраля и фанеры, либо модули из пластика, которые соединяются с помощью крепежных деталей.

Для увеличения плавучести разборные модели дополняются емкостями непотопляемости. Они обладают герметичными камерами и багажными отсеками, вмещающими питьевую воду, продукты, туристическое снаряжение.

Монолитные байдарки имеют сплошной прочный корпус и тоже снабжаются упорами, штевнями, привальными брусьями. Они не разбираются, отличаются высокой прочностью, хорошей обтекаемостью, лишены оболочки и производятся исключительно из пластика и композитных материалов.

Надувные модели напоминают резиновые лодки удлиненной формы, обладающие упорами. Они имеют маленький вес, состоят из одного-двух-трех независимых баллонов, которые могут помещаться в плотную оболочку. Такие байдарки обладают повышенной маневренностью, верткостью, часто используются при сплаве по бурным порогам, нередко имеют надувное дно, обеспечивающее байдарке жесткость и дополнительную грузоподъемность. Иногда модели бывают килеватыми с улучшенными качествами остойчивости и способности быстро двигаться в прямолинейном направлении. Надувные варианты могут снабжаться сливными клапанами или представлять собой каркас с карманами, в которые вставляются надувные емкости. Это жесткие конструкции, включающие в себя все элементы разборных байдарок.

Существуют серии байдарочных лодок под мотор, руль с педальным приводом, парусное вооружение. В конструкцию вариантов, предназначенных для рыбалки, нередко входят держатели для удилищ, поворотные консоли, устройства для установки эхолотов. В конструкцию экспедиционных байдарок – компас, навигатор, дополнительные камеры для багажа.


CorelDRA1W_X6_Graphic.png


Размеры и виды байдарок

Модели байдарок выпускаются в различных габаритах при традиционной длине от 2,2 метра до 5,2 метров, ширине от 71 сантиметра до одного метра, высоте борта от 24 сантиметров до 38 сантиметров. Есть лодки других размеров, но они больше относятся к эксклюзивным, чем к стандартным.

Байдарки разделяются по форме и назначению. Есть прогулочные, морские, экспедиционные, спортивные, сплавные модели, отличающиеся по своим ходовым и техническим характеристикам. Прогулочные байдарки предназначаются для плаванья недалеко от берега, зачастую имеют откидные сиденья для детей, дополнительную обвязку для обеспечения безопасности, педали вместо упоров для стоп, специальные подставки для бутылок. Катание на них – отличный вариант рекреационного отдыха всей семьей.

Морские модели имеют немного приподнятые нос и корму, заостренные обводы, киль, улучшающий курсовую устойчивость лодки на волнах, при встречном и боковом ветре. Такие лодки часто оборудуются моторами, ёмкостями плавучести, вместительными багажными отделениями, могут ходить под парусами, для чего снабжаются аутригерами – поплавками, вынесенными за борт.

Экспедиционные байдарки ориентированы на длительные водные походы по сравнительно спокойной воде, обладают большими герметичными отсеками, в которых можно перевозить много различных вещей. Они оснащаются жесткой обвязкой, отличаются высокой грузоподъемностью, малой осадкой, большой проходимостью. Обычно это разборные модели, которые можно переносить по суше на руках.

Туристические байдарки тоже имеют багажные отсеки, герметичные камеры, обладают удобными мягкими сиденьями, небольшим весом и часто дополняются рулевым управлением. Ряд моделей предназначен для дальних путешествий и по устройству аналогичен морским, ряд – для кратковременных прогулок и представляет собой удлиненные лодки, которые могут плавать только вдоль берегов по тихой воде. Туристические модели могут быть сдвоенными (катамаранными).

Сплавные байдарки ориентированы на реки с крутыми порогами и водопадами.  Они имеют несколько закругленные носовую и кормовую части, слегка уплощенное дно, дополнительные страховочные ручки, обвязочные тросы.

Спортивные варианты предназначены преимущественно для скоростных соревнований по гребле на различные дистанции. Они обычно делаются из бакелита или стеклопластика и подходят только для краткосрочного применения. На таких байдарках иногда имеется рулевое устройство.

Все модели делятся по способу посадки, которая может быть внутренней (сит ин) или верхней (сит он топ). При посадке «сит ин» гребцы располагаются внутри кокпита. Такие лодки оснащаются специальными фартуками и юбками, защищающими корпус от попадания в него воды, а людей – от брызг и ветра. Байдарки «сит ин» можно использовать в холодную погоду. Модели «сит он топ» подразумевают расположение гребцов на верхней части корпуса. В данном случае пассажиры лодок полностью открыты, ничем не защищены, поэтому такие байдарки эксплуатируются только в теплое время года.




Технические характеристики байдарок

Масса байдарок, их грузоподъемность и скоростные качества зависят от вида и конструкции. Например, надувные модели весят от 6 килограмм до 18 килограмм, способны перевозить грузы от 110 килограмм до 300 килограмм и набирать скорость до 6 километров в час (на веслах). Они имеют довольно большой срок службы, переносят низкие и высокие температуры и довольно сильные удары, но могут получить повреждения, столкнувшись с острыми камнями, корягами, ракушками.

Каркасные байдарки весят от 18 килограмм до 45 килограмм, имеют грузоподъемность от 180 килограмм до 450 килограмм, развивают скорость до 8 километров в час. Подобные модели пригодны для эксплуатации в морозы, выдерживают влияние агрессивных сред и ультрафиолета, но не годятся для воды высокой сложности.

Корпусные варианты лодок обладают весом от 10 килограмм до 32 килограмм, грузоподъемностью от 115 килограмм до 500 килограмм, могут разгоняться до скорости 10 километров в час. Это сверхпрочные долговечные байдарки, выдерживающие экстремально низкие и высокие температуры, химически инертные, очень редко получающие повреждения. При появлении вмятин на корпусах байдарок такого типа они могут самостоятельно выравниваться под воздействием тепла.

Выберите свой каяк:
Катушка Shimano (Шимано)
20 февраля 2020
 0
Катушки Okuma Ceymar
20 февраля 2020
 0
Катушки для спиннинга
20 февраля 2020
 0
Катушки Daiwa Laguna 3000B
20 февраля 2020
 0
Катушки Daiwa Laguna 2000B
20 февраля 2020
 0
Катушки Daiwa Laguna
20 февраля 2020
 0
Катушка Daiwa (Дайва)
20 февраля 2020
 0
Катушка Daiwa Sweepfire 2500
20 февраля 2020
 0
Катушки Daiwa серии 2000
20 февраля 2020
 0
Катушки Daiwa серии 1000
20 февраля 2020
 0
Катушка Salmo Match
20 февраля 2020
 0
Катушка Salmo Ice
20 февраля 2020
 0
Катушка Salmo Feeder
20 февраля 2020
 0
Катушка Salmo Diamond
20 февраля 2020
 0
Катушка Salmo
20 февраля 2020
 0
Катушка Окума Спод
20 февраля 2020
 0
Катушка Shimano Stella
20 февраля 2020
 0
Катушка Daiwa TD-Sol 3000
20 февраля 2020
 0
Катушка Daiwa TD Sol 2500
20 февраля 2020
 0
Катушка Daiwa TD Sol 2000
20 февраля 2020
 0
Катушка Daiwa Sweepfire
20 февраля 2020
 0
Катушка Daiwa Regal 2500 XIA
20 февраля 2020
 0
Катушка Daiwa Ninja LT
20 февраля 2020
 0
Катушка Daiwa Ninja 2500
20 февраля 2020
 0
Катушка Daiwa Ninja 2000
20 февраля 2020
 0
Катушка Daiwa Ninja 1000
20 февраля 2020
 0
Катушка Daiwa Ninja
20 февраля 2020
 0
Катушка Daiwa Luvias 2004
20 февраля 2020
 0